Деревня Алымкасы

Деревня Алымкасы

Публикации о населенном пункте на сайте: http://tavanen.ru/?s=алымкасы

Поселение: Атлашевское

Население: 82 человека

Домов: 73

На карте

Коммерческий объект:

Магазин «Малахит»

Адрес: ул. Шешкенер, д. 26б

Часы работы: зимой с 8 до 19.30, летом с 8 до 20.30

Справочно

Архивные документы свидетельствуют, что после распада Булгарского царства (оно окончательно распалось в 1628г.) булгаро-чувашские племена с правого берега реки Свияга подались на север, осели на речке Кукшум. Появилась здесь деревня Четаково. Жители этой деревни пользовались землями вдоль реки Кукшум. Со временем земли стало не хватать, поэтому люди вынуждены были искать новое место жительства. Образовался выселок Тоскинеево околотки Пустынькасы и Алымкасы (Йаламкасы), прекратила свое существование деревня Четаково.

Йаламкасы (Алымкасы) означает: налам — возвышенность у речки с сосновым лесом (ближе к речке в момент образования деревни был хвойный лес, а у берега речки — луга), касы — деревня, улица. В преданиях говорится, что переселенцы называли это место в первое время Йалам-Кукшум.

В деревне Алымкасы Шорданской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии первые дома появились ориентировочно в 1758 году; первый дом построил себе,разрабатывая земельный участок, человек по имени Алым.

Колхоз, образованный в 1930 году, назывался «Кувшин». Первым председателем колхоза был Иванов Михаил Иванович. Название колхоза в общем-то редкое. И уходит оно в историю.Когда первый раз колхозники Алымкасов обрабатывали землю, у многих был с собой кувшин.

По переписи населения 1886 года в Алымкасах было 45 домов,  105 мужчин и 122женщины. Деревня Йаламкасы небольшая, но она со временем стала волостной. Случилось это так. В конце XVIII века и в начале XIX века в Шорданской волости было неспокойно, возникало одно волнение за другим. В волости было больше 30 деревень, руководить из деревни Шордан (Яндашево) было тяжело. Вот и решило волостное управление перевестись в середину волости — в деревню Алымкасы. Одно время, не так давно, в середине деревни стояли два деревянных дома — один волостного управления, другой —  колхозного правления.  В   настоящее  время   исторического волостного дома в Алымкасах нет, но он стоит в соседней деревне Толиково, используется под склад. Эх, сохранить бы этот дом, как памятник старины, да куда уж нам…

Бессменным председателем Алымкасинского волосткома был ельниковец Семенов Иван Семенович, а его помощником по хозчасти — алымкасинец Владимиров Терентий Владимирович. У Владимирова было четыре рысака, упитанные, резвые. Он своих лошадей чужим не давал, ибо лошади слушались только своего хозяина. Рысаки использовались для поездок в Чебоксары, в уезд и в соседнюю Акулевскую волость.

Активно участвовали алымкасинцы в русско-турецкой войне. Так, например, Патрикеев Федор, Емельянов Демид Емельянович стали известны в округе как герои войны.

Деревня небольшая, но в империалистической войне 1914 года участвовали более 10 человек, а у Никифора Кузьмина даже два сына — Павел и Иван. А алымкасинец Никифор Кузьмин вернулся с войны домой после ранения. Храбро сражались сельчане и в Великой Отечественной войне. К примеру, Моляров Алексей, Михаилов Иван Михайлович,  Николаев Василии Николаевич. Сражались на полях битв и два брата, Александр и Илья Николаевы. Александр был артиллеристом, а Илья служил в пехоте. Оба вернулись после войны, Александр Николаевич работал учителем в Толиковской средней школе, а Илья стал бригадиром колхоза. У командира взвода связи А. И. Молярова больше 15 наград, из них несколько орденов.

В Алымкасах был и военный летчик Иванов Константин Иванович. Он погиб при воздушной защите Смоленска. Да, в войну не всем суждено было остаться в живых, не вернулось домой в деревню 25 человек.

Жители Алымкасов прославились искусством бондарей (они умело  изготавливали для домашних  нужд  маслобойки,  деревянные ведра, кадушки, бадьи для журавель-колодцев).

Мастера-алымкасинцы делали также красивые сундуки разных размеров (особенно они красивые были для приданного девушкам). Здесь изготавливали ларчики,  шкатулки.  Молва об алымкасинских мастерах шла за пределами Чебоксарского уезда.   Недалеко от деревни с давних времен имеется Уйчук (поле  Чука). Чюк — жертвоприношение духам и богам за выращенный урожай, обильный дождь, за предохранение от пожаров. Чувашский обряд чюк проводился через 3-4 года. Нынче этот обряд не проводится; последний раз чюк (учук) проводился в 1950 году, да и то не в полном объеме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Открыть все новости