Краевед узнал уникальные данные об истории возникновения чувашских имен, которыми нарекали в деревнях Чебоксарского района

Многолетняя мечта и неутомимое желание узнать свои родословные корни привели краеведа Сергея Павлова в г. Москва, в Российский государственный архив древних актов. Ранее он уже издал книгу об уроженцах ВОВ 12 деревень, снесенных в ходе строительства химкомбината и вошедших в черту города Новочебоксарска. В архиве он продолжил изучать историю этих деревень уже более детально, а именно в части наречения именами в них новрожденных  в 17-18 веках прошлого века.

В недрах архива ему удалось обнаружить списки жителей д. Изеево и Яндашево за 1717 год. Документ составлен русской скорописью, годы, числа записаны буквами. Из документа он узнал, что первого предка звали «Иртебей», который проживал в конце 17-го, в начале 18-го века. В середине XVI века на территории, где ныне вырос современный город Новочебоксарск, в Шорданской волости, располагались три основных материнских селения: Изеево, Тохтарово и Яндашево. Деревня Изеево находилась в Ельниковской рощи, вдоль оврага. Тохтарово – ныне д. Кодеркасы. Село Яндашево (Никольское) – на берегу реки Цивиль, на территории «Химпрома». Деревню Изеево жители покинули после крестьянского восстания 1670-1671 годов и основали околотки: Аркасы, Ельниково-Изеево, Липово, Ольдеево-Изеево, Юраково. В 1717 году в д. Изеево насчитывалось 83 двора, в которых проживало: 130 мужчин и 133 женщины. Вплоть до середины XIX века сельчан этих околотков учитывали, как жителей одной д. Изеево.

Из деревни Тохтарово образовались околотки: Алымкасы, Банново-Тохтарово, Ельниково-Тохтарово, Чуреккасы. Из села Яндашево образовались: выселок Анаткасы, Банново-Яндашево, Ольдеево-Яндашево, Тенеккасы, Чёдино. Большинство чувашских названий деревень произошли от имени первого поселенца. Так д. Юраково основал крестьянин по имени Ерак, а её историческое чувашское название – Чункассы.

Многие чувашские имена внесены в современные словари и справочники, но в списке д. Изеево есть уникальные имена, которые не произносили и не записывали в течение последних 300 лет.

«Старостой д. Изеево был Маття Митяков. Выборный – Ирзубай Чорашев, проживал в д. Юраково. Десятниками были: Симяка Яншихин, Чурапан Чюраков, в д. Ельниково-Изеево – Музык Темектеев, в д. Юраково – Изендей Семектеев. У этих должностных лиц в документах сохранились родовые знаки – тамга. Тогда жители не умели писать пером свои имя и фамилию, а вместо подписи рисовали такой знак. Тамгу использовали в качестве тавро, а также отдавали сборщику ясака при выплате ему налога», — рассказал Сергей Павлов.

В д. Ельниково-Изеево проживали Айдула Иштубаев, Изанбай Тохсарин, Илютка Мишуткин, Теняк Митешкин, Тюдеш Киндушев, Яндеряк Тетеев. В д. Ольдеево-Изеево – Исак Изанбаев, Сармандай Яшкельдин, Севрей Тинбакшев, Янесла Тявтеев и другие.

В д. Юраково – Боландай Батырев, Ибыкей Темектеев, Каргей Чюниктеев, Органдей Темякеев, Хозандей Серендеев, Янка Тойдароев. У Петрушки Тверякова были три сына: Вастрюх, Вастинка и Ваçа.

Для наших предков каждое имя что-то обозначало. Например, имена «Варпика», «Илепи» – госпожа, «Каличе» (русское имя «Галина») – ласковая, «Пинеслу» – миловидная, «Сетрепи» – звезда, «Хитрепи» – красавица, «Чеченей» – прекрасная.

Тогда категорически запрещалась брать в жены девушку из своего селения, так как все жители приходились друг другу родственниками в третьем, четвёртом поколении. Для женихов из д. Изеевой невест привозили из следующих деревень Чебоксарского уезда (орфография сохранена): Альгешевой, Ахкузовой (ныне Толиково), Байсариной (Коснары), Карачуриной (Карачуры), Кильдышевой (Янашкасы), Клычевой, Князьтеняковой, Кугесевой (районный центр), Писариной (Чемурша), Четаковой (Сирмапоси Сарадакасы, Чигирь), Шахчуриной. Из Цивильского уезда: Акулевой, Пулатовой (ныне Магазь), Первое Ураевой, из Кокшайского уезда – д. Шигаевой (Мариинско-Посадский район).

В 1748 году жители д. Изеево были крещены русскими именами. Все женатые мужчины стали «Фёдоровыми», а замужние женщины – «Варламовами». Но, несмотря на это, сельчане продолжали называть друг друга традиционными имена. Даже в середине 20-го века ещё сохранялись эти прозвища: Андрей – «Ондри», Алексей – «Олёш» или «Елека», Данила – «Танёк», Никита – «Микита», Николай – «Микоç», Павел – «Палёк» или «Павлуш», Фёдор – «Хведер». В д. Ельниково были и ныне проживают потомки рода «Миляк», «Митешка», «Янкар».

«Все чувашские имена записаны в соответствии с русским алфавитом, так, как слышали переписчики из уст толмача (переводчика). Тогда ещё не было чувашского алфавита, со специфическими звуками: ă, ĕ, ç, ӳ. Это самый ранний известный мне документ. Очень жаль, но, вероятно, дальнейшие поиски придётся прекратить, так как более ранние документы отсутствуют или же не сохранились», — добавил краевед.

Ссылки по теме:

Житель п. Новое Атлашево написал книгу о 1400 участниках ВОВ-уроженцах 12 деревень Чебоксарского района, снесенных в ходе строительства химкомбината

В Чебоксарском районе отставной военный собрал сведения обо всех участниках ВОВ своей родной деревни

17.01.2019

www.tavanen.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Открыть все новости