Не подвели своего наставника

В октябре 1940 года в д. Собаккасы Чебоксарского района родился будущий славный сын чувашского народа, выдающийся ученый-исследователь, доктор педагогических наук, заслуженный работник высшей школы ЧР и РФ, академика Международной педагогической академии, великолепный наставник молодежи Иван Павлов.

Десятимесячным ребенком Иван остался без отца, который погиб при обороне Москвы осенью 1941 года. Воспитывался матерью Иустинией Ивановной. Как и все дети военного и послевоенного времени, с ранних лет трудился наряду со взрослыми на полях колхоза. В школьные годы оказался вовлеченным в рабселькоровское движение, став активным внештатным корреспондентом районной газеты «Колхозник çулĕ» и республиканских газет. Первая его заметка в «Пионерской правде» была опубликована в 1953 году, когда он учился в 6 классе Кшаушской семилетней школы. Неподдельный интерес подростка к печатному слову и поэзии поддерживали учитель русского языка и литературы Ишакской средней школы, а также ответственный секретарь райгазеты. В то же время учитель физкультуры и военного дела заметил в сельском мальчишке будущего легкоатлета, причем довольно перспективного. Регулярные занятия спортом не прошли даром: в 10 классе Иван Павлов завоевал звания чемпиона и призера республиканских соревнований по легкой атлетике, лыжным гонкам, велоспорту.

Первый самостоятельный практический опыт работы с молодежью Иван Владимирович получил по окончании Ишакской школы в 1958 году, когда занял должность заведующего Ырашпулыхским сельским клубом и выполнял обязанности избранного секретаря комсомольской организации колхоза «Урожай» Чебоксарского района.

В 1959-1962 гг. призывник из Чувашии доблестно служил рядовым на пограничной заставе в Азербайджанской ССР. За годы беспокойных солдатских будней он многое успел сделать: руководил комсомольской организацией пограничной заставы, организовал из учащихся местной школы отряд Юных друзей пограничников, не раз отличался на охране государственной границы СССР, был ранен. Особо нужно отметить, что он один-единственный из немногих служивших в этом роду войск округа был награжден тремя значками «Отличник пограничник СССР». Будучи в армейской форме, он активно сотрудничал с окружной военной и республиканской газетами.

Работа с детьми в отряде юных пограничников окончательно определила его педагогическую судьбу. Учительскую профессию выбрал осознанно, без колебаний. В годы учебы в Чувашском пединституте (1962-1966 гг.) выполнял обязанности секретаря первичной парторганизации студенческой группы, тренировал сборную команду легкоатлетов пединститута, завоевывал звание чемпиона республики в беге на средние дистанции, четырежды становился победителем в составе команды пединститута в эстафетном пробеге на призы республиканской газеты «Советская Чувашия», одновременно руководил литературным кружком на филфаке.

Учился Иван очень усердно и в то же время все годы учебы в вузе подрабатывал. За счет заработанных денег помогал матери, обеспечивал себя необходимым питанием, нужным для спортивных тренировок. Активно участвовал в шефской работе в инспекции по делам несовершеннолетних. На выпускном курсе Иван Владимирович начинает работать учителем истории и физкультуры в Кугесьской школе-интернате, а затем, после окончания педвуза, – старшим воспитателем.

По словам заместителя министра просвещения Чувашии тех лет П.В. Савельевой, Иван Владимирович стал одним из любимых детьми педагогов в школе-интернате. Рабочий день у него начинался в 6 утра и заканчивался в 21 вечера.

И так в течение восьми лет, без выходных, а в некоторые годы и без отпуска. Под его руководством ученики школы выходят победителями различных районных и республиканских спортивных и творческих конкурсов. Школа-интернат становится одной из лучших в республике. Судьбы 900 сирот школы-интерната прошли через сердце старшего воспитателя. Любимого наставника выпускники тех лет называли своим отцом, а педагоги школы – «нашим Макаренко».

Многие выпускники Кугесьской школы-интерната не подвели своего наставника – пошли по его стопам. Двое стали докторами наук, пятеро – кандидатами наук, 14 – мастерами и кандидатами в мастера спорта СССР, 17 учащихся связали свою судьбу с учительской профессией. Среди его воспитанников – строители, механизаторы, военные, инженеры, врачи, рабочие разных специальностей. Все они нашли свое место в жизни. Многие уже на пенсии, но до сих пор поддерживают связь со своим учителем. Именно этот опыт работы с учащимися школы-интерната по формированию у них нравственной устойчивости привел Ивана Павлова в аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина.

Выпускник историко-филологического факультета с 1966 года трудится в родном вузе, с 1976 года – старшим преподавателем, доцентом, профессором. Последние 28 лет, с 1986 по 2015 годы, работал завкафедрой педагогики, затем – истории педагогики и яковлеведения. За эти годы кафедра пополнилась молодыми преподавателями. Была открыта аспирантура и докторантура. Из тех соискателей, которые прошли кафедру Ивана Павлова, более 200 защитили кандидатские и докторские диссертации.

Достоин одобрения и другой инновационный опыт деятельности Ивана Павлова. 22 года на общественных началах руководил он созданным им студенческим научно-исследовательским отрядом «Макаренковец», где студенты различных факультетов изучали коррекционную, возрастную педагогическую психологию. Полученные на этих занятиях знания студенты использовали в шефской работе. В работе этого отряда ему активно помогали сотрудники МВД республики. В том, что прекратились в 1980-х годах подростковые разборки в разных районах Чебоксар, – немалая заслуга членов этого макаренковского отряда. Помощники руководителя отряда студенты Ирина Сметанина, Ольга Сибагатуллина, Валентина Петрова и другие впоследствии стали известными учителями. Факт остается фактом: за все время работы этого отряда удалось снять с учета ИДН г. Чебоксары более 200 подростков. Теперь эти «проблемные» ребята выросли, стали нравственно и социальноустойчивыми гражданами, имеют семьи, воспитывают детей, с благодарностью вспоминают своих шефов. 13 трудновоспитуемых подростков пошли по стопам своих шефов, успешно окончили педагогический вуз, ныне работают учителями, сотрудниками МВД РФ, тренерами по различным видам спорта. Такой уникальный опыт работы с трудными детьми не имеет ни один ученый педагог республики, да и не только республики.

Следует подчеркнуть, что в награду за успехи в этой волонтерской работе в 1986-1990 гг. ежегодно во время зимних студенческих каникул 50 лучших макаренковцев выезжали в научно-педагогическую экспедицию по местам жизни и деятельности педагогов-классиков А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. В этих поездках руководителю студобъединения помогали доценты П.П. Матвеев, В.Н. Кошкин. Несколько раз в экспедицию вместе с макаренковцами пединститута выезжали студенты Канашского педучилища. Ректор учреждения оказывал финансовую поддержку, оплачивал все командировочные расходы. Каждый раз на два дня студенты останавливались в Полтавском пединституте. Именно этот вуз в разные годы окончили корифеи педагогической науки А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Силами студентов здесь созданы два уникальных музея, носящие их имена. Студенты размещались в студенческом профилактории. Экскурсию по городу Полтава организовывали члены кафедры педагогики этого знаменитого вуза. Такова была дружба студентов и преподавателей Чувашского и Полтавского пединститутов в те годы. В Павлышской школе, где 33 года В.А. Сухомлинский работал директором, студенты встречались с учителями, с его родными и близкими. К сожалению, с распадом Советского Союза эти поездки чувашских студентов прекратились.

Иван Павлов является автором и соавтором более 400 научных публикаций. Под научным руководством профессора выполнены 2 диссертации на соискание ученой степени доктора и 37 – кандидата педагогических наук. Три его аспиранта удостоены Государственной молодежной премии ЧР. Учительница Ишакской школы Г.С. Соловьева, в прошлом воспитанница Кугесьской школы-интерната, издала уникальную книгу «Дети войны», посвященную детям блокадного Ленинграда. Не перечислить всех учеников, которые добились больших успехов на педагогическом поприще.

Иван Павлов – один из немногих педагогов Чувашии, который награжден медалями К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, М.В. Ломоносова. Имеет множество званий, грамот и благодарностей.

Семья Павловых – педагогическая: супруга Софья Ильинична всю жизнь проработала в Кугесьской школе-интернате, признана лучшим воспитателем школ-интернатов республики, награждена медалью «За трудовое отличие». Сын Владимир и дочь Ирина – кандидаты педагогических наук, успешно продолжают дело родителей в области обучения и воспитания подрастающего поколения. Профессор Иван Павлов – поистине незаурядная личность, для которого педагогика стала смыслом жизни.

ГЕННАДИЙ АНИСИМОВ, ТИХОН СЕРГЕЕВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Открыть все новости