Старики нашей улицы

На нашей улице в деревне Чиршкасы всего-то 28 хозяйств, но она всегда славилась своими мастерами-умельцами.

В самом конце улицы жила семья Николая и Марии Степановых, которые воспитали троих сыновей и трех дочерей. С началом войны парни надели солдатские шинели и ушли на фронт. Старший сын Владимир погиб в декабре 1942 года. Глава семейства Николай Степанов не знал покоя оттого, что тяжело было прокормить такую большую семью. В близлежащих деревнях он строил ветряные и водяные мельницы, ремонтировал их. Долгие годы он трудился на мельнице реки Рыкша недалеко от родной деревни. В 1932 году весна была очень дождливой, река вышла из берегов и угрожала мельнице. Дед Николай пытался спасти ее и, попав в деревянные лопасти колеса, погиб.

Рядом с их домом соседствовала семья Стайновых. Еще в конце XIX века они переселились из Нижегородской губернии в нашу деревню. Кузнец Федор на нескольких подводах привез много металлоизделий и инструментов. На краю оврага поставил свою кузницу. Сыновей Саньку и Андрея с ранних лет научил своему ремеслу. Они выполняли заказы крестьян из многих близлежащих сел на изготовление орудий труда для хозяйства. С началом войны сыновья вступили в ряды Красной Армии. Андрей погиб осенью 1941 года. Александр сложил голову осенью 1944 года недалеко от города Пскова. От такого горя дед Федор скоро ослеп. Помню, он очень любил детей, сажал на колени и рассказывал сказки.

На другой стороне улицы жил Семен Петров. О нем говорили, что он мастер на все руки. Он изготовлял бочки и кадки, шил отличные шубы. Особым спросом у него пользовались женские дубленки с украшениями. В овраге за домом Семен разводил карасей. Его сын Антоний был призван в армию осенью 1939 года. Письма перестали приходить с июля 1941 года. Родители и не знали, что их сын находился в немецком тылу до конца мая 1945 года. Только в конце лета Антоний вернулся домой.

Рядом с Петровыми жили Герасимовы. Глава семейства Николай унаследовал секреты столярно-плотницкого мастерства у своего отца. В течение многих лет он принимал заказы на изготовление оконных рам, домашней мебели. Я сам его очень отчетливо помню, во время летних каникул он брал меня с собой. Надолго запомнились его слова: «В нашей деревне, видимо, нет ни одного дома, построенного без моего участия». Выпускникам-отличникам родной школы он дарил пеналы для ручек и карандашей.

Дальше по порядку проживала семья известного садовода Якова Михайлова. Все три его сына прошли через окопы I Мировой, Гражданской войн. Все обзавелись семьями, но с началом Великой Отечественной войны вновь надели солдатские шинели. Осенью 1944 года сын Сергей погиб, освобождая от врага Эстонию. Здоровье Якова Михайловича резко ухудшилось, и он сгорбился, но продолжал ухаживать за своим садом, где было более 50 яблонь. Продолжал выводить новые сорта, помогал в этом своим соседям.

Выше по улице жил Лаврентий Осипов со своей большой семьей. Они воспитывали четверых сыновей и двух дочерей. Его хозяйство заметно отличалось от соседних: три окна выходило на улицу, крыша была из теса, русские ворота (крайняя редкость в чувашских деревнях для тех времен), было два теплых хлева, утепленная мастерская. Держали Осиповы 2 коров, 3 лошадей, более 10 овец. Все шестеро детей носили кожаную обувь, зимой – теплые шубы, валенки. Сыновья сами выделывали кожу, шили обувь, изготавливали бочки, кадки.

Старший из сыновей Никифор прошел через огонь I Мировой и Гражданской войн. Пропал без вести в сентябре 1944 года. Погибли сыновья Петр, Василий и внук Геннадий. Осенью 1941 года их большой дом принял семью беженцев из Эстонии. После таких ощутимых потерь здоровье Лаврентия Осипова ухудшилось, и он умер. Его супруга прожила до 97 лет.

Рядом жила семья Андрея Осипова. Он старался дать образование своим детям. Старший сын Яков Андреев после окончания Абашевской церковно-приходской школы поступает на рабфак г. Чебоксары и после его окончания отправляется в Москву. Успешно сдав экзамены, становится студентом автодорожного института им. В.М. Молотова. По направлению Министерства обороны он едет в город Читу на строительство железнодорожных путей, мостов. Прошел дорогами войны, был тяжело ранен у города Тула. Он был первым инженером, садоводом, пчеловодом и фотографом в нашей деревне.

Лаврентий Макаров участвовал в Русско-японской, I Мировой войнах, был тяжело ранен в ногу. После столыпинских аграрных реформ со своим братом Самсоном разъяснял крестьянам суть реформ. С началом создания колхозов и совхозов занялся изготовлением саней, телег для этих хозяйств. Ремонтировал первые сельхозмашины. Его сын Емельян до войны получил специальность ученого-агронома. Вместе со Степаном Григорьевым из села Абашево работал на опытном участке села Икково. В ноябре 1941 года пропал без вести.

Михаил Иванов прошел через огонь Русско-японской войны. Участвовал в крестьянском восстании села Абашево в январе 1906 года. Со своей супругой Матреной они воспитали 5-х сыновей и 3-х дочерей. Хозяйство у них было крепкое, держали много домашнего скота. Обрабатывали большие участки земли, для плодородия вносили навоз и потому всегда собирали урожая больше, чем соседи. С началом войны все сыновья, зять Владимир и внук Игнатий надели солдатские шинели. Трое не вернулись домой.

Тараса Осипова все называли сельским мастером. Он изготовлял сани, телеги не только для крестьян-соседей, но и для колхозов. Для домашнего хозяйства делал санки. С началом войны начали поступать заказы и для армии. К слову сказать, всех этих стариков я неплохо знал, в годы войны и после трудился рядом с ними. Еще раз хочется напомнить всем, что эти старики внесли весомый вклад в дело победы над врагом. И многие из них так и не дождались с фронта своих сыновей.

ЛЕОНИД ПАВЛОВ, ЧИРШКАСЫ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Открыть все новости