Археолог от бога

ЗНАТНЫЕ ЛЮДИ ПРИЧЕБОКСАРЬЯ

 

Известный, уважаемый земляк Евгений Михайлов (9 июня 1958 г.р.) удосужился многих добрых слов и по археологическим работам, по этнографическим научным исследованиям, и по тихому, скромному чувашскому характеру. Он долго заведовал отделом археологии в Чувашском научно-исследовательском институте (теперь ЧГИГН), всю трудовую деятельность связал с ним и продолжает там работать.

В республике в одно время остался единственным «врожденным» археологом. Его ценил и берег директор института, доктор наук, академик Алексей Трофимов. Как-то раз по пути с археологических чтений мы заехали в родной дом Евгения Петровича в Байдеряково под Кугесями и были поражены, когда увидели дворик-сад, весь заваленный вкусными и ядреными яблоками. Другой сын бросил бы не особо оплачиваемую работу в институте и на отцовских яблоках навернул бы себе порядочную сумму. Но по характеру Женя воспитывался совсем не деньгоделательным и стяжательным человеком.

Много совершил Евгений Михайлов для увековечения имен исторических древностей, славных портретов предыдущих археологов Василия Каховского, Василия Димитриева, Павла Трифонова, притяжения Бориса Каховского к делу отца.

…Почти каждый день зимы в институте видел молодого, озабоченного земляка. Кабинет его был полон очищенных от земли каменных топоров, наконечников, стрел, осколков тарелок, горшков, уздечек, замков… После полевых работ в экспедициях он сутками сидел в подвале института и промывал привезенные артефакты. Только влюбленный в свою работу специалист может так долго заниматься эдакой утомительной работой. Юноша жил археологией.

Он был почетным краеведом и членом правления в Союзе краеведов, одним из первых принят народным академиком в ЧНАНИ. 

 В кругу краеведов часто обсуждали местные достопримечательности и легенды. Мне памятно, как он копался в курганах около нашей деревни, описал в Археологической карте и включил в Чувашскую энциклопедию подробную статью о Станьялском (Малосундырском) кургане. До этого три наши кургана приписывали к Ядринкасам, хотя они находились на землях нашей артели и не имели никакого отношения к другим населенным пунктам.

Как-то однажды в кругу рядили легенды про Каршлых и гору Чурабатор, следы городища и Хравути поххи.  Женя это взял себе на заметку и вскоре мне говорит, что не нашел гору Чурабатора. Как? У нас любой знает про эту лесистую местность! Евгений Петрович шел к берегу Волги по Шубашкаркасинскому полю Лептек, дошел до мыса, но не заметил никакой «высокой» горы. Вот и вернулся в обиде на нас с Евгением Ерагиным за преувеличения народных сказок. Не следует по записям В.Магницкого искать это место у дальней деревни Ядринкасы. Одна улица Шубашкаркасов называется Ядринкасами. Я попросили его еще раз побывать на том месте. Надо подняться с речки Кинярки (низины «Вурнар вырри)» от Адылъялской фермы по крутому склону дубняка. Там наверху видны следы глубокого рва со стороны именно Лептека и на самом мысу место городища (или бойницы). Не поленился же археолог еще раз облазить те места и увериться, что там действительно была стоянка древних защитников края. Это историческое место он отметил на Архелогической карте (том 3, с.13) под №2068 «Адылялъское (Вурманкасинское, Ядринкасинское святилище Киремет). Надо признаться, что основной труд Евгения Михайлова –«Архелогическая карта Чувашской Республики» в трех томах (2013, 2014, 2015 г.г.). Он годами корпел над нею, собрал сведения всех предыдущих краеведов, археологов, этнографов и подготовил львиную долю архивных исследований по каждому клочку исторических памятников.

Он написал не одну дюжину статей о раскопках в разных районах Чувашской Республики.  Специально для энциклопедии Чебоксарского района составил описание археологических сведений края и готовил сжатые статьи даже о знатных школьных краеведах. Он не раз прихватывал меня на «Абашевские чтения», которые вел в течение изрядного времени и настоял на возвеличении подходящим памятником места Абашевских раскопок.

Мне при виде изображений этого памятника вспоминаются три великих друга – скульптор Владимир Нагорнов, искусствовед Алексей Трофимов и археолог Евгений Михайлов.  Три таланта, три истинных специалиста, три разных по характеру человека, три крепких, трудолюбивых и честных сыновей чувашского народа.

Исследовательский дух не оставлял его в годы работы заместителем директора Чувашского национального музея (1993-1996). Кстати, там в архивах поднял забытые и ранее не распознанные фотоснимки 1921-1929 годов. Среди них резонансными оказались портреты Михаила Сеспеля. Сеспелиана Евгения Михайлова сама по себе возвышает имя скромного, пытливого ученого-краеведа, нашего замечательного ученого-земляка. Много у Причебоксарья известных людей. Археолог Евгений Михайлов среди них отличается тихим талантом исследователя родного Чувашского края.

 

Виталий СТАНЬЯЛ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Открыть все новости