На официальном сайте Всероссийского конкурса «Учитель года-2015» опубликованы материалы, набравшие наибольшее число баллов в каждом из конкурсных испытаний заочного тура: 20 лучших эссе, методических портфолио и интернет-ресурсов участников конкурса. В числе 20 лучших эссе — произведение учителя английского языка Салабайкасинской школы Светланы Ильиной «Учить и учиться». На четырех страницах она дает ответы на извечные для педагога вопросы: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?» (полную версию смотрите ниже).
Напомним, что на первом заочном этапе Всероссийского конкурса она представила на суд жюри свой сайт, написала эссе на тему «Учить и учиться» под влиянием цитаты К. Ушинского «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» и приняла участие в методическом семинаре в Москве. Второй этап прошел с 25 по 29 сентября в Казани. В школе №177 Светлана Ильина 28 сентября провела открытый урок с детьми, которых увидела впервые.
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Ильина С.В.,
Чувашская Республика
Учить и учиться.
“…Когда волны ломают борта,
Я учу их…”
Н.С.Гумилев, “Мои читатели”
Казанский аквапарк “Ривьера”, пожалуй, одно из моих самых любимых мест отдыха. Вода смывает все печали; адреналин, вырабатываемый на крутых виражах аттракционов, гонит прочь хандру и мрачные мысли, и здесь я могу предаваться тихой радости быть сторонним, безучастным наблюдателем чужих эмоций…
Хотя моя школа – это тот же аквапарк. “Лягушатник” младших классов: брызги смеха, водяные пушки эмоций и всевидящее око родителей – с вами не бултыхаемся, но из поля зрения не выпустим. Горки и виражи среднего звена: сами не знаем, куда летим, наплевать на безопасность, главное – я крут! И заветный “Flow Rider” (аттракцион-симулятор для сёрфинга – Прим. автора) выпускного класса. “Я – гений доски, я могу приручить любую волну, смотрите, как я маневрирую здесь! Берегись, морской прибой, завтра я оседлаю и тебя!” Только аквапарк – не море и даже не речка за поворотом. И мир, к счастью или к сожалению, не ограничивается уютными стенами родной школы. Там другие волны и течения…
Ну вот, я опять думаю о школе! Кстати, а что за толпа у сёрфинг-аттракциона? Какой-то парень так ловко рассекает искусственную волну, что полюбоваться на его мастерство собралось приличное количество зевак. Интересно, а что он делает – учит или учится? Оттачивает филигранное мастерство владения доской или показывает нам, как нужно покорять волну? Наверное, все-таки тренируется сам, потому что рядом нет никого, к кому бы он обращался, открывая тайны своего умения.
Да, уж я-то знаю, каково это – быть под прицелом десятков пар глаз. Поэтому лучший способ избежать этого неудобства – встать рядом. Сесть – рядом. Учиться – рядом, вместе, друг у друга. У детей всегда есть чему поучиться, а у нынешних – тем более. На смену поколению 90-х, выросшему в дичайших условиях борьбы за выживание, на идеологии потребительства, идет новое поколение, генерация сёрферов. И это название не только от Интернет-сёрфинга. Рожденные в эпоху иллюзии стабилизации и благополучия, подпитываемые живой водой идеи формирования и развития Личности в современном образовании, они так мастерски лавируют в потоке информации, что, кажется, они так же успешно будут ориентироваться в море бизнеса и технологий, в океане людских отношений и общения. Мы их учим быть на гребне волны, и они отлично учатся этому сами. Но что случится, если у этого сёрфера окажется смещенным центр тяжести – будет сбита или напрочь будет отсутствовать система ценностей? Страшно представить. Сметет ли его первой же более-менее серьезной волной, вынесет ли, беспомощного, в открытый океан – виноваты будем МЫ. МЫ не привили ему элементарные ценности, которые всегда удерживали человечество в самые жестокие бури и штормы, МЫ не научили его держать удар, МЫ не показали ему, как занимать правильную, устойчивую позицию, МЫ не сказали ему главного: “Верь в себя. У тебя все получится”. Мы, учителя, в ответе за тех, кто НЕ НАУЧИЛСЯ и/или не получил возможность НАУЧИТЬСЯ.
… От толпы зевак отделился парень, зашел за ограждение, решил попытаться “поймать волну”. Но мастер сёрфинга оказался “вещью в себе”: никаких инструкций, ни объяснений, передал доску – плыви! “Безумству храбрых…” Только “песня” этого храбреца как-то не задалась с самого начала, после нескольких минут упорной, но безуспешной борьбы с волной он сдался и, понурый, поплелся к товарищам. Те – кто сочувственно, кто ободряюще – похлопали его по плечу, и компания отошла. Отвернулась и я.
Не получилось у меня сегодня тихой радости безучастного наблюдения. До самой глубины души стало обидно мне за этого парня. До самых кончиков волос стал противен мне гений сёрфинга, изящным мастерством которого совсем недавно я восхищалась. Не может быть Мастера без Ученика, иначе тайна его умения так и уйдет с ним. И кичиться тем, что ты знаешь и умеешь то, чему хотят научиться у тебя люди, – как минимум, некрасиво. Если они не знают этого сегодня, они узнают завтра, но без тебя, и – как правило! – даже лучше тебя. Современного учителя трудно назвать Хранителем Знания, его ореол сакральной значимости уступил место профессиональному стандарту, – но это замечательно! Потому что в школах, где в учительских восседает пантеон, нет энергии, нет динамики. Это храм, где готовят послушников. А требования времени таковы, что школа должна готовить своих учеников к полноценной активной жизни, профессионально успешной, духовно и нравственно богатой, с четким осознанием своего места и гражданской позиции в ней. И школа тоже должна жить, развиваться, учиться. Новые стандарты освободили учителя от механической функции транслятора знаний (не Знания!) и возложили на него более ответственную и потому более сложную миссию – быть соучастником обучения. Непрерывное образование – залог успешности в стремительно меняющемся мире, и эту теорему учителю приходится доказывать на собственном примере. И когда к этому мастеру сёрфинга придет молодой, более талантливый ученик, ему придется встать с ним рядом и осваивать новые для себя горизонты. А мы будем радоваться их совместному успеху, потому что удивительное действие “учиться” так же разносторонне и разнонаправлено, как и само течение жизни, и каждый участник этого процесса обогащает и себя, и другого. Иной смысл в контексте времени у действия “учить” – однонаправленное, несовершенное, а потому иногда и безрезультатное, потому что рано или поздно один из участников этого вектора устает быть субъектом или объектом и становится сторонним наблюдателем…
Вот и мне иногда так хочется этой тихой радости: быть безучастным созерцателем. Но не получается, не научилась, и не хочу, чтобы мои ученики научились. Наверное, это опять во мне заговорил учитель. Применительно ко мне это слово уже давно стало несогласованным определением. Несогласованным – потому что понимание моего призвания пришло само, без согласования с близкими, со здравым смыслом и с ситуацией в крошащейся стране, когда учительство нищенствовало, а духовная нищета царствовала. Это был не каприз взбалмошного подростка, а момент истины: “Я буду учителем”. Определением же это слово стало, потому что оно определяет всю суть моего бытия: идеи, чувства, суждения, поведение, точку зрения, позицию и мое место в этом мире. И я думаю, что нашла ответы на вопросы, чему, зачем и как учить.
Чему учить? – За меня на этот вопрос ответил Н.С. Гумилев в своем стихотворении “Мои читатели”: “Я учу их, как не бояться, не бояться и делать что надо”.
Как учить? – Своим примером, учась вместе с ними, приобретая новый опыт и знания, преодолевая страх перед неизведанным и ужас быть непонятым и непринятым.
Зачем учить? – Чтобы мой маленький сёрфер, выйдя в необъятное море человеческого бытия, не растерялся, не сник, а гордо взял свою волну и, завидев кого-то более слабого и напуганного, сказал ему: “Верь в себя. У тебя все получится”.
1.10.2015
www.tavanen.ru