Самая опытная вышивальщица проекта «Вышитая карта России» подготовила фрагмент Новосибирской области

Самая опытная вышивальщица проекта «Вышитая карта России» живет в Новосибирске. Лидия Полякова изучает старинную русскую вышивку уже 40 лет и уверена – спустя тысячи лет магическое воздействие древних орнаментов не исчезло.

К задаче Лидия Михайловна подошла как настоящий исследователь. Орнамент, который лег в основу вышивки, она увидела на выставке в Институте археологии и этнографии СО РАН. Древние геометрические символы изображены на керамическом горшке IV–III тысячелетия до н.э., найденном во время раскопок в Венгеровском районе Новосибирской области и символизируют сотворение мира. Эти символы, по словам мастера, едины «для всех народов, проживавших на огромных просторах русской земли еще до разделения их на религии и национальности».

Работа над картой размером 40х23 см шла полтора месяца. 

«В своих работах мы использовали три вида старинной вышивки, сосредоточенные на вышитых предметах, хранящихся в музеях. Сеточка в центре – строчевая вышивка или «сквозные швы». Вышитый контур области, птичка и символика – это шов досюльный. Его название легко обосновать техникой вышивания: если ты начал вышивать узор с какой-то точки, то ты должен выполнить его и вернуться в эту же точку. Наши предки говорили про него: «От сюля и до сюля». Еще одно его название – «замкнутый шов», а его особенностью является то, что он абсолютно одинаковый с лицевой и изнаночной стороны, – рассказывает Лидия Михайловна. – Третий шов – практически забытый в России – поддевчатый шов. Шов несложный, но тем не менее с ним нужно иметь опыт и сноровку. Мы намерены возродить этот шов и, возможно, в будущем будем обучать его тонкостям всех желающих».

Лидия Михайловна занимается изучением древних орнаментов и техник вышивки уже более 40 лет. Начиналось все с занятий в клубе Дома культуры «Академия». Но к хобби сотрудники сибирского отделения РАН применили научный подход. Первоначальное знакомство с оригиналами происходило по музейным альбомам и образцам, хранящимся в  этнографическом музее СО РАН. Затем были поездки по стране, изучение этнографии и фольклора. Например, чтобы разгадать секрет сетки исследовательницы неделю жили в поселке Мстера Владимирской области, изучая и осваивая технику мастериц местной фабрики вышивки.

Еще триста лет назад изображения на вышивках были не просто красивыми узорами, а сакральными символами, заключали в себе религиозный и ритуальный смысл. Например, вышитым определенным образом полотенцем можно было обернуть больную ногу или окутать им ребенка в качестве оберега. «Декоративно-прикладное искусство – часть нашей культуры, поэтому очень важно сохранить ее значение и смыслы не только для нас, но и для будущих поколений», – подчеркивает старейший мастер проекта.

Источник: Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Открыть все новости