В сегодняшней документальной программе Чебоксарского международного кинофестиваля — фильм «Эткер», снятый с участием ансамбля «Сен ял» Синьяльского дома творчества. Режиссер фильма — член Союза чувашских художников и Союза журналистов России Владимир Галошев. Просмотр фильма с участием общественности состоялся вчера в Национальной библиотеке.
В основе сюжета — летние традиции и обычаи чувашского народа, заимствованные из мифа “Как чуваши помогали солнцу на небо подниматься”. Все сцены фильма снимались в 2008 году в д. Моштауши Чебоксарского района. Актерами выступили 10 членов фольклорной группы “Сипет” Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, 20 членов коллектива “Синьял” Синьяльского дома творчества и учителя чувашского языка и литературы.
По словам руководителя коллектива «Синьял» Земфиры Яковлевой, в общей сложности артистам тогда пришлось исполнить 7 обрядов: тушение старого огня и розжиг нового, одевание солнца в наряд из 77 цветов, очищение родника, защита селения с помощью железной сохи, купание в освещенном озере, прохождение в огненные ворота, молодежные гуляния и омовение в бане. В ходе их исполнения они демонстрировали свои вокальные данные. Кадры из фильма в последующем были использованы в создании десятков чувашских музыкальных клипов.
В настоящее время возраст членов творческого коллектива “Сен ял” варьируется от 28 до 77 лет.
Справочно
Фильм “Эткер”
Древние чуваши верили, что они живут в центре всего мира. Поэтому в их мифах и сказках человек занимает ключевое место в мироустройстве. Человек дитя природы, он неотъемлемая ее часть. Живя в гармонии с природой, человек регулирует некоторые её моменты, помогает или способствует многим её явлениям.
Во времена самых продолжительных дней, и самых коротких ночей из каждого семейного очага деревни огонь собирали вместе и тушили его. Это делалось для того, чтобы огонь не вышел из-под контроля человека и не приносил ему несчастий в виде пожара.
В чувашских мифах, после нелегкого рабочего дня, солнце спускалось на землю и умывалось в озере. Но оно не могло само спускаться и подниматься обратно на небо. В этом ему помогали люди. Предварительно его одевали в одежду, украшенную из 77 видов цветов, которая передавала энергию земли и оберегало солнце от злых глаз и порчи.
Родники вокруг селений содержались в порядке. В эти же самые дни они подвергались обряду очищения.
Пришла пора защитить деревню защитным поясом. Начиная с места розжига нового огня, девушки, впрягаясь в соху, совершали вспахивание территории вокруг деревни. Где прошел железный лемех, никакая болезнь или зараза не проскочит. Завершали вспахивание также у костра, запирая защитный пояс огненным замком.
Совершив все необходимые процедуры для жизни, жители деревни сами проходят в огненные ворота, очищаясь духовно, чтобы все невзгоды, печали и горести остались за воротами или сгорели в священном огне.
Новозажженный огонь раздавали каждой хозяйке. На священном огне каждая семья дома варилиа кашу и, совершив необходимые обряды, всей семьёй её кушали.
Чуваши в своих песнях поют «Молодость приходит однажды, проведи её весело и счастливо». Не только в свободное от работы время, но и во время трудовых будней, молодежь по вечерам собиралась на хоровод и разные игры. В процессе этих мероприятий можно было поближе узнать человека: какой у него нрав, какие способности, чего он стоит. Молодые люди выбирали себе пару.
После завершения очень ответственных и важных мероприятий люди мылись и парились в бане с использованием настоев разных трав. Особенно в эту ночь строили планы на будущее. Мечтали о благополучной, счастливой и полной радости жизни.
27.05.2016
www.tavanen.ru