«Ясна» – значит «светлый»

Этнокомплекс «Ясна» – это особенное и неповторимое место, в котором часто, в буквальном смысле, происходят переосмысление жизненных ценностей и восстановление душевных и физических сил. Тем более интересно было узнать, как он устроен и как живет сегодня.  Об этом мы поговорили с директором этнокомплекса Мариной Федоровой.

– Марина Гермогеновна, когда и как началась история этнокомплекса «Ясна»?

 – В 2006 году к нам в Чувашию приехал европейский эксперт по туризму по линии Евросоюза Тим Бартлетт.  Он хотел  понять, возможно ли в Чувашии  развивать внутренний и въездной туризм.  Я тогда работала генеральным директором местного медиахолдинга и, буквально перед отъездом, мой друг пригласил Тима к нам, чтобы снять его интервью. Пока съемочная бригада готовилась к съемкам, я как хозяйка пила с ним чай и вела разговор. И Тим мне вдруг говорит: «Вы знаете, я пробыл у вас неделю, завтра уезжаю, а писать нечего, – здесь нечего смотреть». Меня это очень сильно задело и я начала ему рассказывать все, что я знала на тот момент из нашей культуры: о мировоззрении, философии, чувашской вышивке, песнях, фольклоре, рассказывала сказки, легенды… Он настолько вдохновился что воскликнул «This is a brilliant? And where can you see it»? («Это бриллиант! Где это все можно увидеть»?) И здесь я задумалась: «Где»?  Подумав, я сказала гостю: «Пишите проект, я его реализую».

– Верно ли то, что когда пришли сюда, здесь ничего не было?

– Здесь не было ничего. Земля принадлежала ПО имени В. И. Чапаева. И когда я пообещала Тиму что сделаю этот проект мне пришлось объехать всю республику.  Я понимала что нужно стремиться выйти на иностранный рынок. Он прислал мне 17 требований к земельному участку, чтобы я понимала к чему должна стремиться. И только в том случае, если я все это выдержу, сюда бы пошел поток иностранных туристов. Одним из первых, там стояло требование по транспортной логистике. Согласно ему, комплекс должен был находиться не далее 30 километров от столицы региона. Кроме того, было понятно, что Чебоксары мы не можем обойти. Даже по древнему названию, Веда-Суар (старое наименование Чебоксар, основано в 1237 году) названный именем нашего народа,  обязательно должен быть в туристском продукте. Соответственно нам нужно было взять тридцать километров вокруг Чебоксар на карте и прочертить циркулем.

 Мы стали ездить по всем возможным местам. Это должно было быть достаточно экологичное место, а республика у нас густонаселенная. Долгое время я не могла найти то, что нужно.  Тогда я поехала к главе района. На тот момент на этой должности работал  Анатолий Пантелеймонович Князев. Я рассказала ему о своей идее, встрече с европейским экспертом. Всю нашу беседу, он закрывшись молчал. В конце разговора что-то в нем проснулось, и он сказал: «Есть это место, поехали». Мы сели в его «Волгу» и приехали на эту поляну. Первое что я почувствовала,  внутренний голос,который сказал: «Я дома».

–  Когда здесь появился  первый объект и что это было?

– В 2012 году здесь появилась скульптурная аллея, посвященная сказкам и легендам, «Этническая поляна», колодец-журавль. Для меня это были не объекты капитального строительства, а малые архитектурные формы. Хотя и они были для меня затратными.  «Гостевой домик» и «Этническая поляна» начали работать с 2012 года.  Тогда пошел поток детей, учителя. И многие гости удивлялись: как можно в форму экскурсии заложить глубокий мировоззренческий пласт? Уже тогда мы видели потрясающие результаты у детей в жизни.

– Есть ли какая-либо систематичность, общая тема, связывающая весь комплекс?

– У нас (вы и сами можете в этом убедиться) все построено в теме близкой для детей. В любом из домов. Везде полно детских поделок, украшений. Раньше я говорила: «Мы на взрослых людей, время энергию и деньги не тратим. Мы строим проект исключительно для детей». И действительно, на протяжении нескольких лет это было так. Дети приходили нам школами, классами, социально-реабилитационными центрами. Приходили сироты, дети-инвалиды: слабовидящие и слабослышащие. Но, вселенная распорядилась по-другому и в последние два-три года взрослых стало гораздо больше…

– Как вы считаете, что привлекает ваш комплекс взрослых?  Может быть дело и есть в атмосфере семейности и уюта которую вы обозначили?

 – Не только. Я думаю, что семейность и атмосферность это всего лишь оболочка. Современные люди в основном замкнуты, разучились общаться, не ходят друг к другу в гости, даже соседей по лестничной площадке не знают. Фундаментальных ценностей, практически не осталось. Но когда современные люди узнают о  традициях  и ценностях наших предков – они меняют свою жизнь. Мы даем им эти знания. И, что удивительно, жизнь этих людей, их детей, друзей и окружения становится более счастливой. Этот результат и  сарафанное радио  заставляет людей тянуться к нам. Взрослые едут семьями, сначала одни, а потом возвращаются с близкими и родными.

Кроме того, у нас очень качественный и продуманный турпродукт. Всю линейку туристских призов, по всем номинациям в России мы взяли. Чувашия у нас абсолютный лидер  во всех номинациях в отрасли туризма. То, что мы победили  во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства среди работников сферы туризма в номинации «Менеджер детского отдыха» является заслугой всего нашего коллектива. Это заслуженно. Ведь мы оттачивали   каждую программу.

Правильно ли будет сказать, что работа этнокомплекса служит ей лучшей рекламой?

– Да. «Сарафанное радио» работает столь эффективно, что люди стали ехать даже из Якутии и Москвы.  У нас нет рекламы как таковой. Есть только соцсети,  которые только-только начали набирать обороты. Этим активно начала заниматься моя дочь.

В свое время учителя уезжали от нас с широко открытыми глазами. Они говорили нам, что наши экскурсии столь познавательны. Многие признавали, что не умеют этого делать даже спустя долгие годы работы с детьми. А корифеи-учителя удивлялись. Но у нас это происходит едва заметно и  ненавязчиво. Так мы получаем возможность дать детям все, что им нужно. За нашими плечами тысячи детей, которые меняют свою судьбу к лучшему. 

    Что представляет из себя тема этнографии в вашем  комплексе?

     –  Комплекс сегодня почти решил первую задачу. В «Стратегии развитии комплекса» она называлась: «Этнография, мировоззренческая глубина наших прародителей через призму нобелевских лауреатов». Это новые или аутентично новые здания, построенные по старинным технологиям. Они все рубленые, из экологически чистых материалов. Аура, которая  здесь создается, создает атмосферу душевности. У нас есть гостевые дворы, где можно остановиться, есть дворы чисто этнографические, выставка детских работ «Мой Чувашский сувенир», творческая мастерская, где мы подняли и даем 15 мастер-классов. Есть Медовое подворье, где ведутся показы обрядов  (к примеру, «Çĕнĕ пÿрт чыслани»),  «Этническая поляна»,  «Парк старинных качелей».

Каковы дальнейшие планы по застройке территории этнокомплекса?

– На стадии выхода находится создание «Музея древних музыкальных инструментов». Также мы планируем создать «Ярмарочную площадь», где будем проводить народный фестиваль пивоварения. Также мы хотим закончить тему «Старинное домостроение эпохи Волжской Булгарии». Работа также почти окончена. Но в свое время вмешались коронавирусные ограничения.  Также хотим  поднять тему народного фэншуя, который на наш взгляд не уступает, а в чем-то даже и превосходит китайский. Это закончит наш этнографический цикл. Мостом к более современным временам будет создание «Аллеи богатырей». Строительство «Богатырской заставы» мы уже начали. Построим мы и «Аллею амазонок». Дальше будет поднята тема «Страна сарă кун» («Сказка  о золотом веке»), она будет посвящена тому, как можно быть счастливым здесь и сейчас. А далее тема «Асамат кĕперĕ» и «Древо жизни». Темы эти будут объединять дома  мастеров народных промыслов, у нас есть и  улица, которая называется «Улица народных промыслов».  Сейчас работает  творческий центр,  где развивается эта тема. Но дальше будут созданы двор кузнеца,двор бондаря и т.д. В идеале в них должны быть представлены жилье, мастерская и выставка того ремесла , о которых идет речь. Дальше мы придем  к теме  «Общественного центра». Она будет уже больше фестивальной. Мы хотим в будущем проводить множество фестивалей: «Фестиваль звонарей»,  «Фестиваль бардовской песни», «Фестиваль детской эстрадной песни»  и.т.д.

Насколько сильно повлияли коронавирусные ограничения на работу этнокомплекса?

– Повлияли очень сильно. Мы, буквально, встали. Как руководитель я не понимала в первое время как содержать этот комплекс. Как оплачивать счета за электричество, отопление, коммуникации? Если не платить, накопятся долги и будет вероятность отключения. И мои обращения, чтобы мы как общественная организация имели более низкий коэффициент, поблажку в рассрочке оплаты ни к чему не привели. Только благодаря поддержке Правительства России мы сохранили штат. Мы  не работали год и выжили каким-то чудом. В период, когда приходили уведомления о скором отключении, к нам приходили туристы, которые оставляли ровно ту сумму, чтобы я могла закрыть долги, покрытие которых было нужно для содержания комплекса. 

–  Как устроена внутренняя жизнь в «Ясне», ее структура?

–   Понятий «руководитель», «подчиненный» у нас нет. Мы работаем только в формате «Ниме». Мы все на равных. Хотя ответственность с руководителя не снимает никто. Но решения принимается только коллегиально и каждый имеет право внести на рассмотрение свою идеи и если она достойная, то обязательно будет рассмотрена. Есть у нас несколько команд ребят, которые работают по различным направлениям. Есть помощники,которые помогают со строительством, кто работает с гостями. Если группы маленькие туристов маленькие то достаточно 3-4 человек для их обслуживания. Если же приедет группа туристов 150-400 человек, работают 30 человек коллектива  и мастеров народных промыслов.

–  Марина Гермогеновна, почему комплекс называется «Ясна»?

  Еще в 2007 году одна бабушка рассказала мне, что здесь было священное место – Киремет вырăнĕ. Указать на конкретное место она не смогла, но позже я поняла что один дуб, стоящий на месте вырубленной дубравы и был частью того места. В 4 километрах от нас находится место, которое называется «Янкăр уçă» ( в переводе с чувашского «самое светлое, чистое»). Это тоже было сакральным местом для предков. Мы стали искать перевод этого названия в русском языке.  Этнокомплекс «Ясно». Понятно что не то.  Нет в этом чистоты и света, нет журчания. Зато в старославянском языке удалось найти слово «Ясна». В словаре Владимире Ивановича Даля  его значение дано как «осознанность», «просветленность» – то что нужно! Так и пришло это название.

 

этнокомплекс "Ясна"


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Открыть все новости