
Алина Каликова — актриса Чувашского театра кукол, заслуженная артистка Чувашской Республики, которая посвятила свою жизнь искусству, вдохновляя детей и взрослых. Родилась в д. Мартынкино Аликовского района Чувашской АССР. Окончила хореографическое отделение Чувашского республиканского культурно-просветительского училища в 1987 году и факультет чувашской филологии и культуры Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова в 2009 году. С 1989 года работает в Чувашском государственном театре кукол, где сыграла более 150 ролей. В этом интервью она делится своим путем к сцене, рассказывает о том, как театр кукол стал ее призванием, и делится опытом работы с особенными детьми.
— Здравствуйте! Алина Ивановна, что вдохновило вас выбрать профессию актера и какую роль сыграл театр в Вашей жизни?
— Здравствуйте. Мой путь в театр кукол был предопределен судьбой. Я родилась и выросла девятым ребенком в большой и дружной семье ветерана ВОВ Степанова Ивана Васильевича и мудрой женщины Евдокии Павловны. С детства я чувствовала тягу к сцене. Моя семья была очень артистичной: братья играли на гармони и гитаре, а мы с сестрой устраивали домашние концерты для гостей. Сестра всегда была «учительницей чувашского языка и литературы», а я — «учительницей музыки», хотя мы были еще детьми. Мы сами придумывали себе роли и инсценировки, и это было для нас настоящим
С детства я мечтала стать артисткой. Даже когда пасла коров или гусей, я придумывала себе монологи, играла разные роли, и это было для меня очень важно. Я делала это тайком, чтобы никто не видел, но это было моей маленькой тайной мечтой.
Когда я заканчивала школу, родители хотели, чтобы я стала учительницей, как моя старшая сестра, и даже оплатили мне подготовительные курсы в университете. Но я не могла отказаться от своей мечты. Я разослала письма во все театральные вузы Советского Союза и получила ответы с рекомендациями по подготовке. Одно из писем пришло из Чувашского государственного академического драматического театра им. К. В. Иванова, где мне сообщили, что набор в Москву будет только через пять лет.
Однако в этом письме мне посоветовали обратиться к Людмиле Николаевне Няниной — выдающемуся хореографу и педагогу Чувашии, заслуженному работнику культуры России и Чувашской Республики, которая учила танцевать и выступала на сцене. По сегодняшний день я благодарна судьбе за то, что являюсь её ученицей. Это письмо стало для меня очень важным, и я решила встретиться с заведующим литературной части Чувашского академического драматического театра им. К. В. Иванова, чтобы узнать больше о том, как попасть в мир искусства.
— Ваш путь был очень тернист. Как в итоге Вы попали в театр кукол? Что вас привлекло в этом виде искусства?
— После окончания учебы в хореографическом отделении я попала по распределению в колхоз-миллионер «Ленинская искра» в Ядринском районе. Там я работала хореографом, ставила танцы для детей и взрослых. Это был очень интересный и насыщенный год, за который я создала пять танцевальных групп и дала множество концертов. Я была полностью погружена в работу и очень любила своих учеников. Однако судьба распорядилась иначе. Летом, гуляя с сестрой по Волге, мы зашли в театр кукол. Я рассказала девушке в приемной о своем восхищении театром и о том, как мне интересно наблюдать за куклами на сцене. Она предложила оставить свой адрес, сказав, что такие талантливые девушки им нужны. Я оставила адрес, но вскоре забыла об этом. Осенью, когда я уже вернулась к работе в колхозе, председатель — Айдак Аркадий Павлович, известный организатор сельскохозяйственного производства и почетный гражданин Чувашской Республики, вызвал меня в правление и сообщил, что мне пришла телеграмма из театра кукол с приглашением на работу. Я была в растерянности: с одной стороны, мне очень хотелось попробовать себя в театре, с другой — я не хотела расставаться с детьми, которые меня полюбили. Председатель, будучи очень мудрым и человечным, предложил мне не торопиться с решением. Он сказал, что я могу поехать в театр, попробовать себя там, а если мне не понравится, то вернуться обратно. Это было очень важно для меня, ведь я была членом колхоза и ценным работником в сфере культуры. В итоге я решила попробовать. Приехала в Чебоксары, где меня приняли в театр кукол. Моя первая роль была в спектакле по рассказам М. Зощенко «Уважаемые граждане», где я играла цыганку. Мне очень понравилось, и я решила остаться в театре. Когда я вернулась в колхоз, чтобы попрощаться, дети плакали, и я тоже. Мы долго переписывались, и до сих пор некоторые из тех детей узнают меня и здороваются. Это очень трогательно, ведь они были совсем маленькими, когда я с ними работала.
— Опишите Ваш самый запоминающийся спектакль или роль, которая стала переломной точкой в вашей карьере.
— Все роли для актера — это как дети, каждая дорога и любима по-своему. Но есть роли, которые особенно западают в душу. Одна из таких ролей для меня — этоцыпленок Шип из спектакля по Михаилу Юхме «Непослушный цыпленок Шип». Изначально я играла маму-курицу, но потом мне досталась роль самого цыпленка. Я так вжилась в эту роль, что зрители, даже взрослые, говорили, что кукла кажется живой. Это было настоящее волшебство, когда через куклу можно передать столько эмоций и чувств.
Еще одна важная роль для меня — это Падчерица из спектакля «Двенадцать месяцев». Хотя в детстве я сама никогда не была падчерицей и не знала, что такое лишения, эта роль оказалась мне очень близка. Падчерица, несмотря на все трудности, всегда отвечает добром, и это качество мне очень близко.
В зрелом возрасте особенно запомнилась роль Реганы в спектакле «Король Лир» (У. Шекспир). Это была сложная и эмоционально тяжелая роль. Я помню, как смотрела видеозапись спектакля и плакала, потому что видела, сколько злости и ядовитости я вкладываю в эту роль. Это был момент самопознания, когда я поняла, почему мне не нравятся фотографии с этого спектакля — я видела в них не себя, а свою героиню, полную негатива.
Каждый спектакль для меня — это новый опыт, и я всегда стараюсь прожить каждую роль, вложить в нее частичку своей души. Театр кукол — это особое искусство, где через куклу можно передать такие глубокие эмоции, и я очень благодарна судьбе за то, что она привела меня в этот мир.
— Изменилось ли ваше понимание профессии актера за годы работы?
— В начале пути кажется, что быть артистом — это легко: поешь, танцуешь, играешь на сцене. Но со временем понимаешь, что это не просто внешняя красота и легкость, а глубокая внутренняя работа. В молодости нам часто говорили: «Вкладывай душу, выкладывай душу!»Но как это сделать? Это приходит постепенно, с опытом, с каждой репетицией.
Когда ты любишь свою работу, когда ты ценишь ее, твоя душа начинает жить в кукле. Даже кукла начинает отражать личность актера, который ее играет. Например, когда мы репетировали «Снежную королеву», мне было очень сложно играть разбойницу. Принцессу было легче, она ближе мне по характеру, а вот разбойница — это был вызов. Она хулиганит, она бесчувственная, но в ней все равно есть капелька добра, она отпускает Герду.
— Есть ли роли, которые вы хотели бы исполнить в будущем?
— Мечта, конечно, у каждого есть, но я не люблю загадывать. Я всегда говорю, что всё, что написано свыше, мы проживем. Не нужно бежать впереди поезда, он всё равно быстрее. Я верю, что всё, что должно случиться, обязательно случится.
— Почему вы решили посвятить значительную часть своей деятельности работе с особенными детьми?
— Я пришла к этому не по своему желанию, а потому что так сложились обстоятельства. В нашем театре работает театральная студия «ОСОБЫЕ-РАЗНЫЕ-РАВНЫЕ», и это инициатива нашего директора Елизаветы АриевныАбрамовой. Она вместе с Союзом женщин Чувашии написала грант. Сначала мы ходили по домам к детям и показывали им спектакли. Один из таких спектаклей -«Белая кошка», который мы играем до сих пор. В 2019 году наша студия начала работать более активно. Мы проводили мастер-классы в школах, где есть специализированные классы для детей с ОВЗ. Родители откликнулись, и так у нас сформировалась группа. Работа с особенными детьми — это большой труд, и не все дети остаются с нами. Но те, кто остаются — это настоящие герои, и их родители тоже. Сейчас у нас есть дети, которые занимаются уже много лет. Например, одна девочка после девятого класса поступила в медколледж, но всё равно продолжает ходить к нам. Мы их любим, и они любят нас. В наших спектаклях участвуют не только дети, но и их мамы. Для некоторых мам это сбывшаяся детская мечта — быть артисткой.
— Какие методики используются в занятиях с особенными детьми?
— К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Кто-то не может громко слушать музыку, кто-то не переносит определенные запахи. Мы постепенно приучаем их к музыке, к звукам, к новым ощущениям. Например, если ребенок не переносит громкую музыку, мы начинаем с тихой, и со временем он привыкает. Николай Соколов, артист нашего театра, проводит увлекательные разминки, а артист Илья Ежеев является нашим помощником во всем. В этом году к нашей команде присоединилась Татьяна Рычкова, наш новый педагог по вокалу.
Мы стараемся создавать комфортную атмосферу на занятиях. Я заметила, что некоторые дети очень чувствительны к блестящим предметам. Если на мне были кольца или браслеты, они могли отвлекать ребенка, и он смотрел только на мои руки. Поэтому я убрала все блестящие украшения, чтобы дети могли сосредоточиться на занятиях.
Мы начинаем занятия с разминки речевого аппарата, затем переходим к пластике, дыхательной гимнастике и нейропластике. Это помогает детям развивать координацию и концентрацию. Мамам тоже интересно участвовать в этих занятиях, и они с удовольствием занимаются вместе с детьми.
— Как часто проходят репетиции, и как долго они длятся?
— Репетиции проходят по вторникам для старшей группы и по средам для младшей. Мы стараемся не занимать детей больше 45 минут, так как это оптимальное время для концентрации.
— Расскажите о достижениях ваших студийцев. Какие роли они уже исполняли?
— Наши студийцы начинают с простых ролей, таких как бабочки или птички. Постепенно они осваивают более сложные задачи. Например, один из воспитанников студии Денис, который в начале занятий практически не говорил, через три года смог рассказать наизусть «Муху-Цокотуху» со всеми интонациями и звукоподражаниями. Это был настоящий прорыв для него и для всех нас.
Сейчас Денис уже играет более сложные роли. В спектакле «Муха-Цокотуха» он был рассказчиком, что для него было большим достижением. Мы очень гордимся его успехами, и это вдохновляет нас продолжать нашу работу.
— Правда ли, что с особенными деть Вы даже выезжали на фестиваль за пределы Чувашии. Расскажите об этом подробнее.
— Да, мы ездили на масштабную творческую смену «Навстречу друг другу», которая состоялась с 29 июля по 4 августа 2025 года в Краснодарском крае. Это было очень интересное и эмоциональное время. Мы поехали с одной семьей и были очень активны, рассказали о нашей студии, показали, что она может, и познакомили всех с нашей республикой.
Дети даже заговорили на чувашском языке, они пели чувашские песни и танцевали наш флешмоб. В последний день, когда пришло время расставаться, дети плакали и обнимали нас, спрашивая, как им попасть в Чувашскую Республику. Мы привезли с собой много положительных эмоций и воспоминаний.
— Как работа с особенными детьми отражается на вашей повседневной деятельности?
— Работа с особенными детьми требует много сил и эмоций. Бывают моменты, когда кажется, что сил нет. Но как только дети приходят, весь упадок сил куда-то исчезает, и мы вместе находимся на одной волне.
— Большое спасибо за ваше время и откровенность, Алина Ивановна. Было очень интересно услышать про Ваш творческий путь.
— Спасибо большое за приглашение и за такую интересную беседу. Было приятно поделиться своими мыслями и опытом. Желаю успехов и вдохновения в достижении своих целей.
Работа с особенными детьми — это не просто профессия, это призвание, которое требует огромного сердца и бесконечной любви. Алина Каликова, с ее теплом и терпением, стала для многих детей не просто актрисой, но и наставником. Ее путь в театре кукол — это история о том, как детская мечта может стать реальностью, а искусство — мостом, соединяющим сердца.
Камилла МАДЖИДОВА
