15 сентября врио Главы Чувашии Михаил Игнатьев провел заседание Кабинета Министров Чувашской Республики.
На заседании был рассмотрен проект закона «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
В соответствии с законопроектом республиканский бюджет Чувашской Республики на 2015 год по доходам в целом уменьшается на 172 млн. рублей, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым) доходам – на 865 млн. рублей.
Плановые назначения по налоговым доходам уменьшаются в сальдированной сумме на 1 млрд 20 млн. рублей, в том числе по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, акцизам на алкогольную продукцию и на пиво. При этом увеличиваются плановые назначения по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что свидетельствует о повышении активности индивидуальных предпринимателей в развитии бизнеса. Увеличиваются также плановые назначения по неналоговым доходам. Плановые назначения по безвозмездным поступлениям увеличиваются в целом в сальдированной сумме на 693 млн. рублей.
В бюджете предусмотрено 190,8 млн. рублей на строительство центра развития маунтинбайка и межпоселенческого центра единоборств в д. Караклы Канашского района, реконструкцию специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №2 и № 3 Минспорта Чувашии, центра спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики на территории стадиона «Олимпийский»; 56,8 млн. рублей – на социальную поддержку отдельных категорий нуждающихся граждан; 30 млн. рублей – на строительство хирургического корпуса Республиканского клинического онкологического диспансера в Чебоксарах; 10 млн. рублей – на строительство здания средней общеобразовательной школы с пристроем помещений для дошкольных групп в д. Альбусь-Сюрбеево и др.
С учетом вносимых изменений параметры республиканского бюджета Чувашской Республики на 2015 года составят по доходам 36,756 млрд. рублей (рост против первоначально утвержденных назначений на 10%), по расходам 40,656 млрд. рублей (рост – на 10,5%), дефицит республиканского бюджета Чувашской Республики на 2015 год планируется в объеме 3,899 млрд. рублей.
«Параметры бюджета неоднократно обсуждались и определены исходя из его реальных возможностей, с учетом поступления налогов, доходов», — отметил врио Главы Чувашии.
Также был в целом одобрен и направлен на рассмотрение депутатов Госсовета после предоставления уточняющих расчетов проект закона «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации».
Заместитель Председателя Кабинета Министров – министр финансов Чувашской Республики Светлана Енилина проинформировала, что проектом закона расширяется перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в частности он дополняется 16 позициями видов предпринимательской деятельности.
В рамках совершенствования налогового законодательства, оптимизации налоговых льгот, пресечения схем ухода от налогообложения законопроектом предлагается отменить льготную ставку по налогу на имущество организаций в размере 1,1 процента на имущество, являющееся предметом лизинга.
Согласно данным Чувашстата за 2014 год, значительная часть договоров финансового лизинга приходится на договора лизинга по приобретению движимого имущества (машины и оборудование, транспортные средства) – 72,6%.
Согласно федеральному законодательству движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признается объектом налогообложения.
Таким образом, значительная часть имущества, приобретенного с 1 января 2013 года по договору лизинга, уже освобождена от налогообложения налогом на имущество организаций.
В целях минимизации уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимости отдельными категориями налогоплательщиков применяются схемы ухода от налогообложения.
Количество налогоплательщиков, пользующихся льготой по налогу на имущество организаций в части лизингового имущества, ежегодно уменьшается: снижение в 2014 году к уровню 2013 года составило 81,2%, в текущем году тенденция сохраняется.
Сумма выпадающих доходов республиканского бюджета Чувашской Республики в результате представления указанной льготы составила в 2014 году 97,5 млн. рублей. При этом 42% от заявленной налоговой льготы приходится на 1 налогоплательщика, использующего схему ухода от налогообложения.
Светлана Енилина также сообщила о предложениях к законопроекту, представленных Минэкономразвития Чувашии. В частности, установление нулевой налоговой ставки в течение полутора лет для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по 16 позициям, на которые расширен перечень видов деятельности, при осуществлении которой возможно применение патентной системы налогообложения.
По подсчетам Минфина Чувашии эта мера не даст выраженного благоприятного экономического эффекта, при этом будет способствовать «выпадению» доходов муниципалитетов.
Министр экономического развития, промышленности и торговли Чувашии Владимир Аврелькин пояснил, что эта мера будет способствовать легализации «теневого» предпринимательского рынка в республике, позволит стимулировать развитие предпринимательства.
Михаил Игнатьев отметил, что стимулирование нужно производить не только через мотивационные схемы, преференции должны даваться в разумных пределах. «Необходимо представить точные расчеты, сколько теряют муниципальные бюджеты в результате принятого решения, и какой положительный экономический эффект даст эта мера. Все обстоятельно взвесить», — сказал он и порекомендовал провести дополнительное совещание по данному вопросу перед вынесением его на обсуждение депутатов Госсовета Чувашской Республики.
Одобрен законопроект «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».
В настоящее время в республике налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора, учитывающего темпы инфляции.
В связи с отсутствием после 1 января 2013 года органа, уполномоченного производить работы по инвентаризационной оценке объектов капитального строительства, привлечение к уплате налога на имущество физических лиц владельцев объектов недвижимого имущества, по которым у налоговых органов не имеется сведений об инвентаризационной стоимости, не представляется возможным. В настоящее время в налоговых органах отсутствуют сведения о налоговой базе по налогу на имущество физических лиц порядка 22 тыс. объектов, построенных или приобретенных после 1 января 2013 года, соответственно эти объекты не облагаются налогом и возникает социальная несправедливость: граждане, имеющие возможность покупать новое жилье, налоги не платят, а люди, не имеющие такой возможности, живущие в старых домах, платят налоги в полной мере.
Таким образом, введение налога на имущество физических лиц, по которым налоговая база будет определяться исходя из кадастровой стоимости объектов, позволит дополнительно вовлечь в налоговый оборот объекты, построенные или приобретенные физическими лицами после 1 января 2013 года.
В случае принятия решения о переходе на порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости с 1 января 2016 года, граждане начнут уплачивать налог лишь с 2017 года.
Кроме того, согласно Налоговому кодексу РФ первые четыре налоговых периода (налоговый период – календарный год) с момента введения нового порядка исчисления налога на имущество физических лиц являются переходными. Для них установлен особый порядок исчисления суммы налога с применением понижающих коэффициентов.
Кроме того, при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц предусмотрены налоговые вычеты.
Законы о применении порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года уже приняты в большинстве субъектов Российской Федерации и в семи субъектах Приволжского федерального округа (республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан и Удмуртия, Нижегородская, Пензенская, Самарская области).
В ходе заседания также одобрен проект закона «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Согласно документу общий объем доходов бюджета Фонда увеличивается на 65,1 млн рублей, или на 0,6%, и составит 10,6 млрд рублей.
Расходы бюджета Фонда на 2015 год определены в размере 10,8 млрд. рублей, что на 276 млн. рублей или на 2,6% больше утвержденной суммы. Все средства планируется направить на обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Также рассмотрен проект постановления об отмене особого противопожарного режима на территории Чувашской Республики.
Пресс-служба Администрации Главы Чувашской Республики
15.09.2015
www.tavanen.ru