По благословению Высокопреосвященнейшего Савватия, митрополита Чебоксарского и Чувашского, главы Чувашской митрополии, с 24 марта по 28 апреля 2024 г. в Республике будут находиться святыни, прибывающие из Элистинской епархии: крест с частицей Ризы Господней и частицами мощей 21 святого и ковчег с частицей мощей святой Матроны Московской.
Митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий: «Это такое духовное утешение для нас в дни Великого поста. Поэтому мы постарались, чтобы святыни пребывали у нас в это время. Приходите поклониться им в храмы».
Крест-мощевик хранит частицу Ризы Господней. В него вправлены также частицы мощей 21 святого: святителей Иоанна Златоуста и Григория Нисского, святых великомучеников Георгия Победоносца, Иакова Персиянина, целителя Пантелеймона, преподобных Иоанна Дамаскина, Иоанна Кущника, Сампсона Странноприимца, Моисея Мурина, Николы Святоши, Дамиана Целебника, святых мучеников Андриана, Трифона, Василия Амасийского, епископа, Нестора, святой великомученицы Марины, святых мучениц Епфимии, Агафии, Ирины, Параскевы и Христины.
Крест, имеющий долгую историю, в советское время не претерпел поругания, благоговейно хранился в семье благочестивых христиан в Костромской области. В 70-е годы прошлого века одна из прихожанок местного храма передала старинную утварь священнику Димитрию Нецветаеву. Среди переданного был самовар, внутри которого находился спрятанный там крест-мощевик. Святыня открылась только в 2006 году. Так оказалось, что семья протоиерея Димитрия, семь сыновей которого стали священниками, долгие годы была хранительницей великой святыни. Крест был передан священнику Константину Нецветаеву, он был принесен в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, где был освящен. В 2009 году перед Крестом молился Святейший Патриарх Кирилл. С 2014 года святыня хранится в Элистинской епархии.
В Чувашию из Элисты прибывает также ковчег с частицей мощей святой Матроны Московской.
Встреча святынь состоится во Введенском кафедральном соборе в Чебоксарах, в воскресенье 24 марта, в день Торжества Православия. Божественную литургию здесь возглавит митрополит Савватий. Святыни будут находиться во Введенском соборе до 31 марта, а потом отправятся по храмам Чувашии.
График пребывания святынь в Чувашской митрополии:
24.03 (08:00) -31.03 (12:00) – Введенский кафедральный собор г.Чебоксары
31.03 (13:00) – 02.04 (12:00) – Собор святого князя Владимира г.Новочебоксарска
02.04 (13:00) – 03.04 (12:00) – Тихвинский Богородицкий женский монастырь г.Цивильска
03.04 (13:00) – 08.04 (12:00) – Храм святителя Николая Чудотворца г.Канаш
08.04 (13:00) – 12.04 (12:00) – Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» г.Канаш
12.04 (13:00) – 14.04 (12:00) – Храм Вознесения Господня с.Комсомольское
14.04 (14:00) –18.04 (12:00) – Храм в честь Державной иконы Божией Матери с. Батырево
18.04 (13:00) – 23.04 (12:00) – Храм Рождества Христова с. Шемурша
23.04 (13:00) – 28.04 (12:00) – Храм в честь Иверской иконы Божией Матери г. Алатырь
Справочно: История честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа
История честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа восходит ко времени земной жизни Спасителя. В Евангелии от Иоанна читаем: Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет (Ин. 19, 23-24). Так исполнилось одно из мессианских пророчеств (о земной жизни Господа Иисуса Христа), изречённое пророком Давидом: Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий(Псал. 21, 19).
В Евангелии упоминаются две одежды Христовы: риза и хитон. В древности это были разные одежды не только по своему назначению, но и по способу изготовления. Так, риза это верхняя одежда и носилась она поверх хитона. В отличие от ризы, которая сшивалась из полотна, хитон был нешвен, не сшит из материи, а связан цельным.
Воины, стоящие у Креста Господня, разделили между собой ризу Христову, о хитоне же кидали жребий, так как в отличие от ризы, его нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки, и воины получили бы лишь ни к чему не пригодные лоскутки и обрывки ниток.
Об обстоятельствах перенесения Хитона Господня из Иерусалима повествуют разные восточные сказания: армянские, грузинские, сирийские. По преданию, воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, изложенному в древней грузинской летописи конца IV века, помещенной в Картлис цховрэба (Жизнь Картли) в пределах Иверии (Грузии) ещё со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в Мцхете древней столице Иверии. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников для участия в праздновании ветхозаветной Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Хитон Господень у того воина, которому он достался по жребию.
Когда Елиоз вернулся в Мцхету, сестра его, именем Сидония, уже просвященная светом Христовой истины, имея великую любовь ко Спасителю, прижала к себе столь великую святыню и в тот же миг предала свою душу Господу. Все попытки забрать хитон из объятий святой не увенчались успехом. Так её и похоронили. Впоследствии на месте могилы вырос кедр, а затем на месте срубленного великана был построен один из первых храмов Грузии Светицховели. С тех пор в этом соборе у основания срубленного дерева, в столпе, под спудом незыблемо пребывает величайшая святыня православного мира хитон Христов. О том есть множество исторических свидетельств.
Следует заметить, что на Западе существовало предание о том, что Риза Господня первоначально была найдена царицей Еленой (IV в.) в Палестине, перенесена в Трир (Германия) и в 328 г. положена в Трирском соборе. Это предание появилось в Западной Европе в 1196 г., а в 1512 г. здесь было установлено народное почитание трирской реликвии. Известна также часть Ризы Господней в г. Аржантейле, близ Парижа.
Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Великую святыню встретили в Москве у Донского монастыря за Калужскими воротами и освидетельствовали ее подлинность: по приказу патриарха Филарета положили недельный пост с молебствиями, а потом ризу возлагали на тяжелобольных, и все они получили исцеление. Ризу Господню принесли в Успенский собор и поместили в медный ажурный шатер, символизирующий Голгофу, который ныне осеняет гробницу святого патриарха Ермогена. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Части Ризы хранились также в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 (23) июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
О судьбе “московской” части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: “По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне”.
После 1917 г. петербургский ковчег с частью Ризы Господней постигла, по-видимому, та же участь, что и другие святыни, хранившиеся в Петропавловском соборе: в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей была изъята, а в 1924 г. собор был превращён в музей.
В XXI веке Господь не оставил наше Отечество и явил частицы Ризы Своей в России. Одна из них обретена в фондах Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника “Спасский монастырь” и ныне почивает в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. Эта частица Ризы Господней в 1650 г. была подарена царём Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным – за великие заслуги. Еще одна частица, заключенная в серебряный складень, из фондов Музеев Московского Кремля была передана Президентом РФ В.В. Путиным Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 19 ноября 2007 года в день празднования 90-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. Возвращенная к православному почитанию святыня находится в московском Соборном Храме Христа Спасителя.