В Художественном музее открылась выставка, приуроченная к юбилею фабрики «Паха тере»

В Чувашском государственном художественном музее сегодня состоялось торжественное открытие  экспозиции, венчающей марафон выставок, приуроченных к 95-летию Фабрики художественных промыслов «Пăха тěрě».  В экспозицию, которая предстала зрителям в завершении юбилейного года, вошли не только произведения из музея «Чудесная вышивка — Пăха тěрě» (открыт в июле 2009 года), отражающие более современное состояние этого вида искусства, но и работы мастериц из собрания ЧГХМ и Чувашского национального музея: Екатерины Иосифовны Ефремовой, Марии Васильевны Симаковой, Татьяны Ивановны Петровой. Трудно переоценить их вклад в развитие чувашской вышивки.

В торжественной церемонии открытия выставки принял участие глава администрации Чебоксарского района Владимир Димитриев. В своем выступлении он подчеркнул, что ни одно массовое мероприятие в районе не проходит без участия в фабрике. При этом предприятие постоянно совершенствует свой ассортимент,  ее продукция уже давно стала визитной карточкой республики.  Важно,  что фабрика является социально ответственным: в его штате — более  50 человек, с начала года в бюджет района перечислено 950 тысяч налоговых платежей. Владимир Павлович пожелал предприятию успехов и покорения новых высот.

Председатель Союза художников Чувашии Николай Андреев отметил, что творчество мастериц фабрики поражает воображение  творческих людей и заставляет верить в волшебство чувашской вышивки, учитывая, что каждый цвет несёт свою смысловую нагрузку. При этом традиции чувашского народа, заложенные в историю вышивки,  сохраняются и преумножаются.

Жена автора герба и флага Чувашии Элли Михайловича  Юрьева Галина Юрьева сообщила,  что сегодня обнаружила оригинал эмблемы артели «Паха тере», созданной ее мужем.  Она напомнила,  что в основе флага и герба республики -древо жизни -один из элементов чувашской вышивки, благодаря которому происходит глубинное осмысление жизни чувашского народа, его философии, глубины его суждений. Она особо отметила,  что, находясь сегодня в этом зале, чувствуется духовное сияние,  которое проникает во всех присутствующих.

Почетный гражданин Чебоксарского района, народный мастер России, заслуженный работник культуры Чувашии, заслуженный художник РФ Мария Симакова подчеркнула, что за 95 лет фабрике, несмотря ни на что, удалось сохранить традиции чувашского народа, передавая их из поколения в поколение, при этом тиражировать их в массы благодаря вышитым для высоких гостей из разных стран изделиям.

Генеральный директор фабрики Наталия Посынкина напомнила, что день основания фабрики — 23 декабря. Пять лет назад, в рамках своего 90-летия фабрика уже организовывала цикл выставок по регионам России. Тоже самое было решено сделать и к 95-летию  вместе со скульптором Петром Пупиным и художника, мастером чувашских национальных украшений, головных уборов и сувениров, заслуженным работником культуры Чувашской Республики.Зинаидой Вороновой. В этом году с изделиями фабрики ознакомились жители Тюмени, Пензы, Екатеринбурга, Свердловской области, Татарстана, Санкт-Петербурга, Иркутска, Иркутской области. На Х юбилейном фестивале «Этноподиум на Байкале» первый приз в номинации «Стилизация традиционного костюма» достался фабрике  художественных промыслов «Паха тере». «Благодаря проведенным выставкам в регионах России становится известно об истории чувашского народа», — добавила Наталия Ивановна.

Выставки в юбилейном году также были проведены в тех населенных пунктах, где раньше существовали филиалы фабрики — Новочебоксарске, Яльчиках, Кугесях. Они также прошли в Национальной библиотеке Чувашии и Культурно-выставочном центре «Радуга».   В следующем году они состоятся в Вурнарском, Мариинско-Посадском и Красночетайском районах, в которых тоже были филиалы фабрики. «Наша фабрика успешно сохраняет традиции чувашской вышивки, не отставая от современных тенденций. Мы стараемся поддерживать тот высокий уровень, который задали Мария Васильевна Симакова и Татьяна Ивановна Петрова»,  — сказала директор фабрики.

По итогам работы в прошлом году фабрика признана лучшим малым предприятием 2017 года в Чувашии. В следующем году фабрика в 10-ый раз проведет творческий конкурс «Мир чувашской вышивки», победителям которым вручаются изделия предприятия.

Наталья Посынкина вручила благодарственные письма и подарки всем причастным к организации выставок. Особые слова благодарности она выразила работавшей ее заместителем Маргарите Павловой.

В ходе открытия состоялась церемония чествования лучших работников фабрики, а также выступления творческих коллективов.

Выставка будет работать до 8 октября.

Справочно

В начале 20-х годов по всей стране создаются промысловые кооперации и артели. В этот же период они создаются и в Чувашии.

В Уставе товарищества, внесенного в реестр промкооперативов Автономной Чувашской области за № 187 от 22 декабря 1923 г. говорится: «Промысловое кооперативное товарищество под названием «Кустарь-художник» учреждается в районе села Альгешево с местом нахождения правления в с. Альгешево. Товарищество имеет целью содействовать повышению материального и духовного благосостояния своих членов совместной организацией выработки всевозможных художественных предметов, как-то токарных изделий, декоративных мочальных рогож, тканей, вышивок, плетения и пр.» Устав подписали 19 учреждений. Таким образом, в старинном селе с богатыми традициями народного прикладного искусства Альгешево (Вомпукасах) зарождается промысловая форма вышивки.

1924-1925 годы отличаются как время значительных достижений, продукция промышленности республики в этот период заметно возросла.

С 1929 года в жизни худпромыслов наступает новый период развития. Альгешевская промысловая артель в 1929 году, приняв название «Паха тере», становится одним из основных центров развития народного орнаментального творчества. Произведения создавались коллективом, специальных художников не было. Мастерицы, соблюдая исконные традиции, вышивали узор сразу на холсте, т. е. не применяли рисунок на бумаге как предварительный эскиз.

В 1930-1931 годы в Альгешево был сдан в эксплуатацию новый корпус мастерских по вышивке.

Спрос на изделия чувашской вышивки рос с каждым годом. Альгешевская артель «Паха тере» все больше завоевывает известность среди художественных промыслов страны. Третьей сессии ЦИК ЧАССР, состоявшейся в январе 1932 года, альгешевцы торжественно рапортовали: план 1931 года по производству экспертных изделий выполнен на 115%, на внутренний рынок — 105%. К середине 1932 года в Альгешевской артели насчитывалось 150 работниц по изготовлению экспортных изделий. Изделия, вышитые в художественных аретлях республики, экспортируются в страны Европы, Америки, Ближнего Востока.

В 1933 году в Чебоксарах создается экспортная база «Чувашская вышивка». Инструктором-художником на базу была направлена выпускница вышивального отделения Ленинградского техникума промсовета Л.Г. Яковлева. С 1934 года в «Чувашской вышивке» начинает работать художница К.М. Матвеева, приехавшая сюда после окончания художественно-промышленного техникума в Ленинграде.

Судьбы искусства вышивки и Альгешевской артели «Паха тере» неотделимы от творческой деятельности Е.И. Ефремовой. Она из тех художников, чье творчество способствовало возрождению чувашского орнаментального искусства. В 1936 году, после окончания Московского художественно-промышленного техникума Е.И. Ефремова начинает работать в Чебоксарах в лаборатории Швейпромсоюза. Е.И. Ефремова ездит по республике, собирает произведения народной вышивки, стремится раскрыть секреты вышивки, зарисовывает узоры, хочет понять особенности народного художественного творчества. Изучение старинной вышивки и ее сложной техники дает свои результаты. Работы, выполненные в этот период, имели большой успех на выставках страны и за рубежом.

В годы Великой Отечественной войны Альгешевская артель переходит на выработку продукции для нужд фронта и народного хозяйства.

После войны жизнь Альгешевской артели входит в нормальное русло. Постепенно улучшается обеспечение сырьем, коллектив обновляется молодыми вышивальщицами. В мастерских шитье солдатских гимнастерок заменяется изготовлением товаров народного потребления, вышитых изделий для населения.

В 1948 году, после окончания Московского института прикладного и декоративного искусства, вновь работает художником лаборатории промсоюза Е.И. Ефремова.

Обновленная, набравшая свежие силы чувашская вышивка вновь красуется перед взыскательным взором зрителей многих стран мира.

1955 год — Австрия, Афганистан, ГДР, Голландия, Индия, Италия, Пакистан.

1956-1957 годы — Бельгия, Греция, Дания, Египет, США и т. д.

24 декабря 1960 года в эксплуатацию был сдан новый корпус. Постановлением Совета Министров ЧАССР от 30 сентября 1960 года № 404 промартель «Паха тере» была реорганизована и на ее основе создана Альгешевская фабрика «Паха тере».

В 1973 году на фабрике открылся новый производственный корпус. Получила развитие машинная вышивка, увеличился ассортимент швейных изделий. С этого года на фабрике началось производство безворсовых двухсторонних ковров и ковровых изделий. За время своей деятельности за высокие производственные показатели и успехи в социалистическом соревновании фабрика и ее работники были награждены высокими правительственными наградами. Изделия фабрики представляются на ВДНХ и Международных выставках.

В 1985 году фабрика преобразовалась в объединение худпромыслов «Паха тере», включающее в себя Урмарскую, Новочебоксарскую фабрику, Марпосадский филиал, Красночетайский, Новочебоксарский филиалы ручной вышивки, Яльчикский цех ткачества.

В конце 1992 года коллектив объединения образовал товарищество с ограниченной ответственностью, выкупил предприятие в свою собственность.

С 29 июня 1998 года предприятие преобразовано в ЗАО «Фирма художественных промыслов «Паха тере».

 

 

Выставка "Паха Тере" 20.09.2018#Таванен


 

20.09.2018

www.tavanen.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Открыть все новости