В Госслужбу Чувашии по конкурентной политике и тарифам поступает много вопросов по новой коммунальной услуге – обращение с твёрдыми коммунальными отходами. Публикуем ответы на часто задаваемые вопросы.
Почему необходим переход на новую систему обращения с ТКО?
Главная цель — повысить качество услуги по обращению с ТКО, предотвратить появление свалок, улучшить экологическую ситуацию. Обязанность региональных операторов — предоставлять полный набор услуг качественно и всем без исключения: жителям и больших городов, и маленьких поселков.
Кроме того, по требованию федерального законодательства, появился новый пункт — обработка ТКО. Просто захоранивать вторичное сырье –отходы металлов, бумагу, шины, полимеры и стекло – теперь нельзя. Все эти отходы должны сортироваться и отправляться на переработку. Обработка отходов – это не только извлечение полезного, но и отбор опасного, т. е. тех отходов, которые не являются коммунальными, но попадают в обычные контейнеры. Например, батарейки, которые, разлагаясь, серьезно загрязняют окружающую среду.
Что относится к ТКО?
Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования.
К ТКО также относятся отходы, которые образуются в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и схожи по составу с отходами от жилых помещений.
Основное отличие ТКО от твердых бытовых отходов (ТБО) в том, что коммунальные отходы – более расширенное понятие. В него входит не только мусор, который ежедневно образуется в любой квартире, но также и аналогичные отходы различных компаний. К ним также относятся растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.
Кто и как устанавливает тариф на услуги в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами?
Тариф на услуги регионального оператора устанавливает Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам. Регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами», Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16.
При расчете тарифов представленные организациями предложения об установлении тарифов анализируются на предмет обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов, т.е. проводится их экспертиза.
По результатам экспертизы предложения ООО «МВК «Экоцентр», которое наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, при расчете предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО (далее – Единый тариф) в Чувашской Республике на 2018 год предлагаемые расходы ООО «МВК «Экоцентр» уменьшены на 468, 6 млн. рублей, на 2019 год – на 16,5 млн. рублей.
Так на территории Чувашии с 1 января 2019 года действует предельный единый тариф, установленный для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «МВК «Экоцентр», в размере 449,71 руб.(с НДС) за куб. метр или 4208,78 руб.(с НДС) за тонну.
Как рассчитывается и что включает в себя Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами?
Единый тариф рассчитан как отношение необходимой валовой выручки регионального оператора и объема отходов, перевозимых регоператором.
Единый тариф на 2018 год рассчитан по формуле, предусматривающей затраты на транспортировку объема отходов, на захоронение ТКО, по установленным Госслужбой тарифам и размера собственных расходов регионального оператора, в том числе на заключение и обслуживание договоров, изначально обозначенного в конкурсной заявке.
В 2019 году тариф проиндексирован, таким образом расходы регионального оператора включают в себя собственные расходы, затраты на транспортировку ТКО (48,7% от величины необходимой валовой выручки), обезвреживание, захоронение отходов на объектах размещения ТКО составили 46,3%(от НВВ), а также расходы на заключение и обслуживание договоров (5,0% от НВВ).
Отмечаем, что в тарифе предусмотрены расходы исходя из размещения мусора на близлежащих полигонах, предусмотренных Территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной Минприроды Чувашии. На территории Чувашии действуют 13 полигонов по захоронению отходов, тариф для каждого из них установлен Госслужбой.
Как определить плату за обращение с отходами на 1 человека в месяц?
Для того, чтобы самостоятельно определить размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в месяц, необходимо единый тариф умножить на норматив накопления отходов и разделить на 12 месяцев (449,71 руб. * 2,02 куб. м в год / 12 месяцев = 75,70рубля на 1 чел в месяц. Если семья состоит из трех человек, соответственно умножаем на количество жильцов.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Чувашии утвержден приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 14 ноября 2017 г. № 03/1-03/1012. Он является единым для жителей как многоквартирных, так и частных домов и составляет 2,02 куб. м. в год на 1 проживающего.
Многие жалуются на взимание комиссии при оплате услуги по обращению с ТКО. Правильно ли, что комиссия ложится на граждан, а не на регионального оператора?
Единый тариф предусматривает расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО, это включают в себя и расходы на организацию сбора и приема их платежей. Региональный оператор должен предусмотреть штат для того, чтобы организовать пункт приема платежей в каждом муниципалитете республики. Если же гражданин оплачивает квитанцию в специализированной организации (банки, почтовое отделение и т.п.), а не в пункте приема платежей регоператора, расходы на уплату взимаемой комиссии оплачивает потребитель.
Что делать, если в муниципалитете не предусмотрен пункт оплаты квитанций за услугу обращения с отходами?
В том случае если регоператор ещё не организовал отделение, где можно оплатить квитанцию, полагаем, что расходы на взымаемую комиссию должны оплачиваться региональным оператором по заключенным договорам со специализированными организациями.
Что входит в обязанность регионального оператора?
Законодательство и условия заключенного соглашения между региональным оператором и Минстроем Чувашии предполагают обязанность регионального оператора по обеспечению сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Обязан ли региональный оператор иметь собственную технику для транспортировки твердых коммунальных отходов?
Региональный оператор может осуществлять сбор и перевозку мусора как самостоятельно, так и отдать это право на конкурсной основе другой организации. Таким образом, иметь собственную технику региональный оператор не обязан. Он имеет возможность самостоятельно осуществлять отдельные виды деятельности, так и заключать договора с организациями, осуществляющими транспортирование, захоронение и другие виды деятельности в области обращения с ТКО.
В какой момент появляется ответственность регионального оператора за ТКО?
Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки ТКО в мусоровоз (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы?
Договор с региональным оператором обязаны заключить все организации, у которых образуются ТКО, в том числе садоводческие товарищества, гаражные кооперативы.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Кто является собственником контейнерной площадки и отвечает за ее содержание?
Собственниками контейнерных площадок могут быть собственники помещений в многоквартирных домах, на придомовой территории которых они расположены, ТСЖ (ЖСК), собственники земельных участков, в том числе муниципалитеты.
Если контейнерная площадка относится к общему имуществу МКД и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация (ТСЖ, ЖСК).
Если контейнерная площадка, находится в муниципальной собственности, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.
Если в нашем поселке нет контейнерной площадки, как будут вывозить мусор?
На территории Чувашской Республики накопление ТКО осуществляется контейнерным (тарным) и бесконтейнерным (бестарным) способами.
При бестарном способе (в случае отсутствия на территории поселка контейнерных площадок) ТКО накапливают в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления ТКО емкости без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления.
Кто занимается ликвидацией несанкционированных свалок?
При выявлении факта образования несанкционированной свалки сотрудники регионального оператора выезжают на место, составляют акт, фиксируют доказательства. После этого определяют координаты свалки и отправляют уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится. Если собственник земельного участка не ликвидирует ее самостоятельно в течение 30 дней, свалку убирает региональный оператор собственными силами, а затем в судебном порядке взыскивает с собственника понесенные расходы.
Раньше жители платили за вывоз мусора в составе платы за содержание жилья, для многих при введении новой системы плата за обращение с твердыми коммунальными отходами выросла. Могут ли граждане рассчитывать на снижение платы за вывоз мусора?
Вопрос по переходу на новую систему обращения с отходами находится под пристальным вниманием Правительства Российской Федерации. В целях снижения платы за услугу по обращению с ТКО направлен проект федерального закона, предусматривающий освобождение регионального оператора от уплаты налога на добавленную стоимость, а также разработан проект о сохранении ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года. Принятие данных актов позволит уменьшить Единые тарифы.
По поручению Главы республики Михаила Игнатьева Минстроем Чувашии организована работа для определения нормативов накопления ТКО – раздельно по многоквартирным домам и по частному жилищному сектору. Сейчас проводится их корректировка, для чего осуществляются замеры объемов накопления ТКО в ряде муниципалитетов. Уменьшение нормативов приведет к уменьшению платы за обращение с ТКО. На период корректировки нормативов, на основании фактических замеров, Региональному оператору рекомендовано снизить плату за ТКО с граждан, проживающих в индивидуальных домах в сельской местности. В январе 2019 года эта плата была снижена почти на 20% и составила 60,71 рубля на 1 человека в месяц.
Можно ли получить субсидии на оплату услуги обращения с ТКО?
Коммунальные услуги являются жизненно важными и должны быть доступны для всех. Поэтому наряду с государственным регулированием тарифов, ограничением платы граждан за коммунальные услуги и контролем за величиной затрат регулируемых организаций в республике реализуются меры социальной адресной поддержки нуждающимся гражданам и семьям.
Жителям Чувашии предоставляются следующие меры социальной поддержки по оплате ЖКУ:
* субсидия на оплату ЖКУ гражданам, чьи расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг превышают 22% от совокупного дохода семьи (в 2018 г. субсидию получили 18,8 тыс. семей на общую сумму 234,7 млн. рублей);
* ежемесячная денежная компенсация на оплату ЖКУ «федеральным льготникам», это инвалиды войны, участники ВОВ и их члены семьи, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», инвалиды и семьи имеющие детей-инвалидов, пострадавшие от радиации, члены семей погибших (умерших) военнослужащих (по итогам 2018 г. компенсацию по ЖКУ получили 111,9 тыс. федеральных льготников и членов их семей на сумму 383,7 млн. рублей);
* компенсация по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме гражданам, достигшим возраста 70 и 80 лет (данную компенсацию получили 7,2 тыс. человек на общую сумму 11,3 млн. рублей);
* ежемесячная компенсация на оплату ЖКУ «сельским специалистам» педагогическим, медицинским и социальным работникам, работникам культуры и ветеринарной службы (по итогам 2018 года указанную компенсацию получили более 15 тысяч «сельских специалистов» на общую сумму 187,9 млн. рублей).
Всего из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2018 году оказаны меры социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги 327 659 гражданам, это 26,6% от общей численности населения Чувашии на общую сумму 1млрд. 600 млн. руб., в среднем 406,4 руб. на человека в месяц.
В январе-феврале меры социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги оказаны 294 383 гражданам, это 24,1 % от общей численности населения Чувашии на общую сумму 275 993,6 тысяч рублей, в среднем на 468,8 на человека в месяц, что на 15% больше чем по итогам 2018 года.
Что необходимо сделать, чтобы получить меры социальной поддержки?
Для того чтобы получить меры социальной поддержки по оплате ЖКУ граждане могут обратиться по месту жительства в отдел социальной защиты населения КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также можно подать заявление через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».