В Чебоксарском районе программу духовно-нравственного воспитания реализуют в двух образовательных учреждениях

801_123Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» реализуется в Чебоксарском районе на двух пилотных площадках — Кугесьском лицее и Кугесьском детском саду «Ягодка». Она заключается в проведении внеклассных занятий для детей и круглых столов для их родителей. Основная задача программы — популяризация патриотических и православных ценностей.

Как рассказали в дошкольном образовательном учреждении, старт программе был дан в прошлом учебном году. Для ее реализации была закуплена специальная литература для родителей. В программе задействованы дети от 3 до 6 лет, с которыми беседуют о вежливом отношении к друг другу, о послушании, о патриотизме. После бесед проводятся круглые столы на эти же темы с родителями, на которых сопоставляется виденье ребенка и его мамы или папы. В Кугеськом лицее в программе участвуют ученики 5,7,8 классов. Здесь программа реализуется с 2013 года, также была закуплена специальная учебная литература.

Кстати, программа «Социокультурные истоки» развивается двенадцать лет. В настоящее время она реализуется в 59 регионах России в рамках муниципальных образовательных систем и отдельных образовательных учреждений. Издано 8 учебников, в том числе 7 в комплекте с рабочими тетрадями тиражом более 500 тысяч экземпляров, а также более 60 наименований учебно-методических пособий.

Программа учебного курса

В 1-м классе дети подводятся к пониманию таких важнейших категорий отечественной культуры как СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА.

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной и духовно-нравственной среды, а также основной деятельности человека: РОДНОЙ ОЧАГ (имя, семья, род, дом, деревня, город), РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ (лес, нива и поле, река, море-океан, путь-дорога), ТРУД ЗЕМНОЙ (сев и жатва, братья меньшие, ткачихи-рукодельницы, мастера-плотники, кузнецы-умельцы, ярмарка), ТРУД ДУШИ (слово, сказка, песня, праздник, книга, икона, храм).

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека: ВЕРА (вера, верность, правда, честь), НАДЕЖДА (надежда, согласие, терпение, послушание), ЛЮБОВЬ (любовь, доброта, милосердие, раскаяние). СОФИЯ (ум и разум, знания и мудрость, премудрость).

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками традиций в нашей культуре как важнейшим механизмом сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации: ТРАДИЦИИ ОБРАЗА (первые образы, священные образы, светлые образы), ТРАДИЦИИ СЛОВА (священные слова, сердечные слова, честные слова), ТРАДИЦИИ ДЕЛА (труд, служение, творчество, традиции праведного дела), ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА (праздники народные, семейные, государственные, церковные).

В 5-м классе дети подводятся к пониманию важнейших идеалов отечественной духовности и культуры. Каждый идеал представлен посредством знакомства, «прочтения» и осмысления выдающегося памятника или явления: СОХА и ТОПОР (идеал артельного, общинного труда), КРЕСТ ЬЯНСКИЕ ХОРОМЫ (идеал лада, согласного жизненного уклада), СОЛОВКИ (идеал духовного преображения), ПОКРОВА на HEP ЛИ (идеал меры и гармонии), «ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА (идеал единения на основе любви и согласия), МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ (идеал державности, государственности), ЛЕТОПИСИ (идеал исторической мудрости).

В 6-м классе в центре внимания находятся просторы Малой Родины и всего Отечества, а также ритмы времени, в котором протекает повседневность российской цивилизации. В теме СЛОВО и ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА подростки учатся раскрывать глубинные смыслы таких понятий как Отечество, столица, края и земли Отечества, его рубежи и пределы.

В теме СЛОВО и ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ представлена организация и «коды» пространства русского города и деревни, памятных и приметных мест. В разделе СЛОВО и ОБРАЗ ВРЕМЕНИ осмысляется понятие век и год, жизненный и годичный круги в жизни человека, седмица и день, час и миг.

В 7-м классе речь идет о высоком назначении ведущих и традиционных видов человеческой деятельности: ТРУД (земледелие, ремесло, торговля и предпринимательство), СЛУЖЕНИЕ (воинское, духовное, просветительское, государственное) и ТВОРЧЕСТВО (научное, художественное, техническое и др.). Семиклассники подводятся к пониманию того, что в каждом из видов полезной деятельности есть высокий смысл и высокая миссия, открывающая в человеке дар CO-ТВОРЧЕСТВА в становлении человеческой цивилизации.

В 8-м классе речь идет об истоках человеческого творчества. Обсуждаются такие темы как ДУХ и ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА (дух творчества, его языки, мотивы), ИСТОКИ ОБРАЗНОГО (образы мира божественного, природного и человеческого), ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА РАЗУМА (пути и смыслы науки, творчество ученого и творчество просветителя).

В 9-м классе планируется представить различные ПУТИ к ИСТИНЕ, по которым шли, ошибались и все-таки находили их наши далекие и недавние предки.

В 10-м классе («Служение Отечеству») учащиеся осмысливают значение служения Отечеству в многовековой историй России, определяют собственное воззрение на служение Отечеству.

В 11-м классе {«Отечественные традиции») учащиеся приобщаются к Священным, Трудовым, Семейным традициям и традициям Праздника.

4.12.2015

www.tavanen.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Открыть все новости