Как искусственный интеллект и нейронные сети повышают безопасность на трассе М-12.
Трасса М-12 «Восток», связывающая Москву и Казань, полностью введена в эксплуатацию — теперь водители могут добраться из столичного региона в Татарстан не за 12, а за 6,5 часов. Сокращению времени в пути способствует не только отсутствие светофоров, одноуровневых пересечений с другими дорогами и пешеходных переходов, но и традиционных пунктов взимания платы: М-12 оборудована безбарьерной системой «Свободной поток», разработанной и внедренной концерном «Телематика». Она существенно повышает комфорт и безопасность всех участников дорожного движения благодаря алгоритмам искусственного интеллекта и нейронным сетям.
С системой «Свободный поток» водители экономят в пути из Москвы в Казань или обратно 1,5 часа. Им не нужно притормаживать, останавливаться или маневрировать, чтобы рассчитаться за проезд перед шлагбаумом. А это ощутимо снижает и риск ДТП.
Система «Свободный поток» использует нейронные сети концерна «Телематика», которые обучались на сотнях миллионов фотографий машин с регистрационными знаками разных типов и стран. Они классифицируют транспортные средства, анализируя трехмерные облака точек, полученные с лазерных лидаров (иначе говоря, создавая точную 3D-модель машин). У каждого автомобиля количество таких точек может достигать нескольких тысяч, а потому на самых загруженных участках трассы одна нейросеть считывает более 2 млн точек в час.
Сегодня алгоритмы искусственного интеллекта распознают четыре типа транспортных средств, более сотни марок и тысячи моделей автомобилей, а также регистрационные знаки 60 государств. За все время применения безбарьерной системы на ЦКАД и М-12 она обработала более 180 млн транзакций.
Искусственный интеллект и нейронные сети также используются Автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД), применяемой, в том числе, на М-12. Анализируя данные видеонаблюдения, они автоматически выявляют различные События (ДТП, посторонние предметы на проезжей части, остановившуюся в неположенном месте машину, пешехода, затор и прочее) и реагируют на них, согласно заданным инструкциям. Это позволяет оперативно найти выход из нештатной ситуации, а также предупредить о возможной опасности водителей — посредством знаков информирования.
«Важно отметить, что технологии, которые применяются безбарьерной системой взимания платы «Свободный поток» и АСУДД, разработаны отечественными специалистами, и они входят в единый реестр российских программ. Наши системы не только импортонезависимы, но еще и максимально защищены.», — подчеркнул заместитель генерального директора концерна «Телематика» Марсель Нигметзянов.
Помимо высокого уровня комфорта и безопасности, «Свободный поток» также снижает ущерб, наносимый окружающей среде. Ведь на трассах, оборудованных безбарьерной системой, не нужно обустраивать специальные площади для пунктов взимания платы. Например, на М-12 благодаря «Свободному потоку» удалось сохранить территорию, равную 240 футбольным полям для международных матчей.