Белокурая девочка выбежала к нам навстречу и спряталась за маминой юбкой. «А ну давай, бегом домой! Не высовывайся!» – прокричала невысокая средних лет женщина своей дочери. 6-летний «ангелочек» ни в какую не соглашалась заходить «домой».
«Домой» – это громко сказано. Здание, в котором на данный момент проживают шесть семей, трудно назвать даже бараком. Общежитие, построенное в 1972 году для работников совхоза, больше похоже на развалины. Одна сторона крыши, кирпичная кладка во многих местах обвалилась, вместо стекол в оконных выемках натянута черная полиэтиленовая пленка…
Издалека, еще не подъехав к зданию, мы не могли поверить своим глазам, что здесь может кто-то жить, тем более – малолетние дети. Так называемый «дом» с зияющими черными глазницами устрашающе выглядел на фоне себе подобных полуразрушенных построек, в которых раньше когда-то кипела жизнь. 5 лет назад здесь функционировал совхоз, ферма, где и трудились жители дома №1А по улице Ленина.
Сидя на скамейке у входа в дом, нас приветливо встречают двое небрежно одетых мужчин. 10 часов утра, будний день. Возникает вопрос, почему эти люди не на работе. Заговорив с ними, мы понимаем, что постоянного заработка у них нет, там подработают, здесь на «шабашку» съездят. Да и проблем у этих людей нет! Приняли с утра «на грудь» – и жизнь хороша!
Людмила Орудина живет в самой дальней комнате общежития с внучкой-пятиклас
«Сегодня свет отключили, холодильник пришлось размораживать. За электроэнергию плачу летом от 200 рублей, зимой – от одной до полторы тысячи», – делится женщина, показывая нам квитанции об оплате. Правда, если разложить их по месяцам, то среди них всего четыре квитанции за 2014 год, а остальные – за предыдущие годы. В комнате чисто и убрано, тепло, только с пола тянет сыростью. Отопления в доме нет. На вопрос, как поддерживаете тепло в помещении, она указала на электрические батареи. «Сейчас еще можно жить, а вот как зиму проведем – не знаю», – говорит пенсионерка. Евгения Алексеевна показала нам официальное письмо, которое она получила от чиновников в ответ на свое обращение. В письме от 25 февраля 2013 года сообщается, что обращение рассмотрено. Администрация Чебоксарского района представила в Минстрой Чувашии сведения на указанный дом для включения в Реестр аварийного жилищного фонда с дальнейшим расселением в 2013-2015 годы. По мере реализации Программы жители вышеуказанного дома будут расселены в благоустроенные квартиры.
В соседней комнате проживает ее сын с сожительницей и и их четверо детей. Как узнали позже, комната была занята незаконно. Мужчина прописан в комнате матери. Гражданская жена и четверо детей в этом здании не прописаны, так как появились здесь только два года назад. Двое мальчишек ходят в школу в соседнюю деревню, остальные – дома. Самому младшему исполнился годик. Как мы ни просились, глава семейства нас в помещение не впустил, ссылаясь на то, что малыш спит. «Сотрудники органов опеки посещают нас раз в две недели. Завтра тоже ждем их в гости. Надо к их приходу форточку поставить, в тот раз замечание сделали», – говорит многодетная мать. А где же вы купаете детей, поинтересовались мы. На что она ответила, что здесь же, в комнате, в детской ванночке. На улице жители установили летний душ, а зимой помыться ездят к родственникам в город.
Коридор первого этажа напоминает пещеру, не видно ни зги, передвижение по нему может быть чревато серьезными последствиями. Полы в некоторых местах проваливаются, поэтому дорогу нам указывали сами жители общежития.
Через минут десять после нашего приезда у дома притормозил еще один автомобиль. Как оказалось, это приехал директор Вурман-Сюктерско
52-летняя Роза Елахова является инвалидом второй группы. «Живу здесь уже 19 лет, но ничего не меняется. Кругом только обещания. Воду провели сами: пробурили и сделали уличное водоснабжение, – рассказывает женщина.– Рады, что нынешние руководители района начали проявлять хоть какое-то внимание к нам. Живем с надеждой на 2015 год, обещали переселить в новое жилье». На вопрос, почему же дети позволяют жить родной матери в таких условиях, она ответила, что у каждого своя семья, и она не хочет им мешать.
Редакция газеты следит за развитием событий.
Комментарии
Вячеслав РАФИНОВ, Уполномоченн
– Ко мне обращения по этому поводу не было, узнал от вас. Это непростой случай. По словам главы администрации сельского поселения Николая Хорасева, дом признан аварийным и подлежит сносу. Жилье будет предоставлено в рамках федеральной целевой программы. Женщина с детьми, с ее слов, зарегистрирована и проживала в Моргаушском районе. Почему она с детьми оказалась в аварийном доме? Придется разбираться: в чем и как можно помочь в рамках действующего законодательства
Геннадий ЕФИМОВ, начальник отдела жилищно-комм
– На территории Чебоксарского района расположено 27 многоквартирных домов, до 1 января 2012 года признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. В том числе и вышеуказанный дом. Они включены в республиканскую целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики».
В рамках реализации I этапа Программы предусмотрено расселить 27 семей (73 человека) из 15 многоквартирных жилых домов. В 2013 году приобретены 14 квартир, в которые переселены 14 семей (36 человек). Путем участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов администрацией района приобретаются квартиры для переселения граждан из 13 квартир аварийного жилищного фонда. До 25 декабря 2014 года реализация I этапа будет обеспечена. В рамках реализации II этапа Программы путем участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов приобретаются 77 квартир: 11 – в с. Ишлеи со сроком ввода в эксплуатацию до 25 декабря 2014 года, 25 – в п. Кугеси и 41 – в с. Ишлеи со сроком ввода в эксплуатацию до 25 ноября 2015 года.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного по адресу д. Микши-Энзей, ул. Ленина, д. 1А, запланировано на декабрь 2015 года в рамках реализации II этапа Программы.
Егор БОРИСОВ, старший инспектор ОНД по Чебоксарскому району:
– До того времени, как это здание имело статус общежития, государственный пожарный надзор осуществлял проверку противопожарного состояния этого здания. После того, как здание приобретает статус жилого дома, проверка вышеуказанным органом не осуществляется.
Николай ХОРАСЕВ, глава Вурман-Сюктерс
– 31 декабря 2008 года СХПК «Атăл» передал в собственность Вурман-Сюктерско
На должность главы администрации сельского поселения меня избрали в конце октября 2010 года. В течение полутора месяцев мы собрали все необходимые документы для признания здания не пригодным для проживания. Получается, что 30 ноября 2010 года дом был признан аварийным, документы подготовлены и переданы в администрацию района для включения в районную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чебоксарского района».
Вера КОНДРАТЬЕВА, начальник отдела по опеке и попечительству управления образования района:
– Мы согласны с тем, что условия проживания для детей там не самые лучшие. Но родители стараются: они сделали небольшой ремонт, поклеили обои. Посещаем их регулярно, снабжаем всем необходимым. В последний раз были у них на прошлой неделе. Планируем съездить и на этой.
Николай Смирнов, депутат Собрания депутатов Вурман-Сюктерско
– Пообщавшись с населением деревни Микши-Энзей, с местным депутатом, я сделал вывод, что некоторые жители вышеуказанного дома ведут аморальный образ жизни. Многие из них, особенно мужчины, злоупотребляют спиртными напитками, не имеют постоянной работы. Эти люди никогда не участвуют в общественной жизни деревни. Их не увидишь на субботниках. Неужели нельзя хотя бы вокруг дома поддерживать порядок, не говоря уж о помещениях?