С 1 января начнется первый этап пенсионной реформы. В течение нескольких лет (до 2028 года) возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться. Для мужчин в итоге он составит 65 лет, а для женщин — 60 лет. Также реформа предусматривает более ранний выход на пенсию для многодетных матерей, вводятся соцгарантии для россиян «предпенсионного возраста».
С 1 января вступит в силу закон о повышении налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Также устанавливаются тарифы взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% в пределах установленной базы для исчисления и 10% — свыше установленной базы.
С 1 января в России начнут тестировать новый налог для самозанятых. Он затронет граждан, которые получают доход от своей деятельности, но при этом не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Они будут платить налог от 4% до 6%, эксперимент пройдет в Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане.
С 1 января появятся невозвратные билеты на поезда дальнего следования. Их стоимость будет ниже обычных. Вернуть купленный билет можно будет только из-за внезапной смерти, болезни или травмы пассажира или едущего с ним члена семьи, а также из-за задержки или отмены поездки.
С 1 января будет увеличен минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Он повысится на 117 руб., до уровня прожиточного минимума — с 11 163 руб. до 11 280 руб.
С января начнется поэтапное отключение аналогового телевидения на территории России. Оно запланировано до середины 2019 года. Страна перейдет с аналогового вещания на цифровое.
С 1 января работодатели, оплачивающие своим сотрудникам турпутевки, смогут получать льготы. Эту сумму можно будет учесть в расходах при расчете налога. Льготный режим распространяется как на самого работника, так и на членов его семьи. При этом лимит расходов не должен превышать 50 тыс. руб. на человека, а турпутевки должны приобретаться только на российские курорты.
С 1 января вступает в силу закон о содействии инвалидам в трудоустройстве. Так, теперь служба занятости обязана оказывать им индивидуальную помощь при трудоустройстве, формировать маршрут передвижения от дома до работы. В свою очередь, работодатель при необходимости должен назначить наставника, который поможет инвалиду освоить работу.
С 1 января начинающих водителей будут вносить в федеральный реестр Рособрнадзора. Документы об окончании водительских курсов будут вносить автошколы. За неисполнение этого требования предусмотрен штраф до 5 тыс. руб.
С 1 января стартует первый этап реформы системы обязательного автострахования (ОСАГО). Так, изменится базовый тариф полиса — минимальная ставка для легковых автомобилей составит 2746 руб., а максимальная — 4942 руб.
С 1 января исчезнут дачные товарищества. Теперь все загородные участки будут делиться на огородные и садовые. Первые предназначены для выращивания урожая и хозяйственных построек, а на вторых разрешается также капитальное строительство и прописка.
С 1 января вступает в силу закон о налоге на недвижимость. Он устанавливает запрет на увеличение суммы налога на имущество, которую рассчитывают из кадастровой стоимости, более чем на 10% в год.
С 1 января будет отменен налог на движимое имущество для предприятий.
С 1 января заработает новая система обращения с твердыми бытовыми отходами. Субъекты должны разработать территориальные схемы обращения с отходами и назначить региональных операторов.
С 1 января штрафы за нарушение ПДД начнут зачислять в региональные дорожные фонды. За счет этих денег будут ремонтироваться дороги.
С 16 января вступят в силу изменения в миграционном законодательстве. Так, российские работодатели, которые являются принимающей стороной, обязаны следить, чтобы их иностранные работники соблюдали цель въезда в Россию и вовремя ее покидали. В противном случае их будут штрафовать на сумму до 500 тыс. руб.
УК освободят от уборки площадок для мусорных баков
Постановление Правительства от 15.12.2018 № 1572 сняло с управляющих организаций обязательство по уборке контейнерных площадок. Соответствующие изменения внесены в минимальный перечень услуг и работ по содержанию общего имущества; Правила содержания общего имущества. С начала следующего года отвечать за обеспечение чистоты вокруг мусорных баков будут региональные операторы по обращению с мусором. За управляющими компаниями сохранены обязательства по содержанию мест накопления ТБО. УО продолжат обслуживать и чистить мусоропроводы, мусороприемные камеры и урны. Ответственность за чистоту в местах погрузки отходов переходит к регоператору.
Предыдущее изменение правил работы УК с контейнерными площадками произошло в августе этого года. Тогда постановлением Правительства от 31.08.2018 № 1039 был введен реестр мест накопления мусора. Эти нововведения стали частью мусорной реформы, которая стартует в стране с 1 января.
Тарифы ЖКХ замкнуло на сетях. Цены на воду и тепло могут вырасти из-за электроэнергии
Минстрой включился в дискуссию по введению оплаты неиспользуемого потребителями резерва электросетевой мощности, на чем настаивает Минэнерго. В Минстрое считают, что это увеличит затраты на электроэнергию котельных и водоканалов и придется либо заложить их в тарифы ЖКХ, либо сокращать ремонты. По оценкам экспертов и участников рынка, наиболее сильно изменения ударят по водоканалам, у которых на электроэнергию идет 25% затрат, а рост различных тарифов ЖКХ может составить 3−5%.
Минстрой считает, что подготовленный Минэнерго проект постановления правительства о введении платы потребителей за неиспользуемый ими резерв электросетевой мощности приведет к росту тарифов на тепло, водоснабжение и водоотведение. В связи с этим Минстрой попросил вице-премьера Дмитрия Козака (письмо от 23 декабря) привлечь министерство к обсуждению темы. В аппарате вице-премьера не ответили.
Плата за резерв сетевой мощности по идее Минэнерго должна вводиться для потребителей категории «свыше 670 кВт», если они не используют всю сетевую мощность. Сети же, получая плату за реальный объем потребления, вынуждены держать лишнее оборудование, что увеличивает их расходы.
Минэнерго предложило вводить оплату «лишней» мощности с 2020 года (при потреблении менее 60% от заявленной), начав с оплаты 10% и перейдя к полной оплате резерва к 2024 году. Дмитрий Медведев 4 сентября поддержал инициативу.
По мнению Минстроя, проект постановления некорректен для водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и теплоснабжения: завышенный объем мощности определяется заявителями здесь не произвольно, а исходя из действующих нормативов. Завышение резерва не связано с неэффективной деятельностью организаций, пишет ведомство, а отказаться от резерва они не смогут, так как это может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.
При увеличении затрат на оплату электроэнергии произойдет и прирост тарифов тепловиков и ВКХ, считает Минстрой. В условиях жесткого ограничения платежей граждан за ЖКХ компенсация роста тарифов «возможна только за счет отказа ресурсников от проведения ремонтных работ».
В Минстрое не стали пояснять, как именно возрастут тарифы в случае принятия проекта, отметив лишь, что необходимо «подробно проанализировать вероятные последствия для отраслей ресурсо- и энергоснабжения». В Минэнерго с оценкой Минстроя не согласны и настаивают, что тарифы не вырастут, а у предприятий ЖКХ, как у всех потребителей, есть право отказаться от неиспользуемой мощности.
В Совете производителей энергии (СПЭ) также ожидают роста расходов на электроэнергию у котельных, электрокотельных, насосных станций и т. д. и отмечают, что объекты теплоснабжения по закону обязаны держать значительные резервы мощности, в частности для пикового потребления при минимальных температурах, для перспективного роста тепловой нагрузки в городах. Отказаться от таких резервов объекты теплоснабжения не имеют права, указывают в СПЭ. Сейчас они оплачивают услуги по передаче электроэнергии из фактически потребляемой мощности (зимой больше, летом меньше, без учета резервов), «а при выходе постановления по сетевому резерву их платеж существенно вырастет».
По оценке компаний—членов СПЭ, эксплуатирующих объекты теплоснабжения, это может привести к росту тарифа на тепло для конечных потребителей на 3−4%.
Глава ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин называет ситуацию «достаточно критической». По его оценке, расходы на электроэнергию у водоканалов могут вырасти примерно на 20%. «Учитывая, что электричество — примерно четверть в их тарифе, получается рост на уровне 5%», — говорит эксперт, уточняя, что у тепловиков картина похожая, «хотя в тарифе будет меньший рост из-за другой структуры расходов».
По мнению главы Агентства энергетического анализа Алексея Преснова, допнагрузка на потребителей будет, потому что многие объекты теплоснабжения — это пиковые котельные, которые в пик включают насосы и увеличивают электронагрузку в 1,5−2 раза, для электрокотельных пиковая нагрузка отличается от режима ожидания в несколько раз, аналогичная ситуация и у водоканалов. Эксперт считает, что подход Минэнерго неверен: нужна перестройка сетевого тарифа, где по умолчанию должна быть постоянная составляющая, которая компенсирует сетям «превышение» пропускной способности над средней нагрузкой.
Расселение аварийного жилья. Какие новые механизмы и возможности появятся в 2019 году
С 1 января 2019 года в России стартует новая программа по переселению россиян из аварийного жилья.
Объем финансирования федерального проекта по расселению аварийного жилья будет пересматриваться ежегодно с учетом показателей регионов, достигнутых в этой сфере. Об этом ТАСС заявил советник министра строительства и ЖКХ России Максим Егоров.
“До конца декабря субъектами были разработаны и представлены в Минстрой России региональные паспорта, в результате был утвержден паспорт федерального проекта. Мониторинг достижения показателей проекта будет осуществляться через систему “Электронный бюджет”, сейчас мы заключаем соглашения с регионами о реализации проекта. Также планируется ежегодный пересмотр общего объема финансирования проекта по годам в рамках бюджетного процесса. При этом будут учитываться достигнутые субъектами результаты выполнения проекта в предыдущие годы”, — сказал Егоров.
Он также добавил, что в настоящее время разрабатываются новые механизмы расселения аварийного жилья. Как ожидается, их введение должно привести к экономии бюджетных средств, в том числе за счет привлечения инвесторов. При этом при распределении федерального финансирования регионы должны будут провести сравнительный анализ экономической эффективности выбранных способов расселения.
Новые механизмы расселения
Как ранее сообщалось, расселение аварийного жилья в 2019 году будет вестись по той же схеме, что и раньше. Но при этом в течение года должны появиться новые механизмы, позволяющие сокращать непригодный для проживания жилой фонд. Законодательные изменения, которые приведут эти механизмы в действие, будут внесены до 20 июля 2019 года.
По данным Минстроя, к новым механизмам, в частности, относятся создание специализированного жилищного фонда, предоставление жилья по договорам найма, субсидированная льготная ипотека. Какой из этих вариантов выбрать, чтобы эффективно расселять аварийные дома, каждый регион сможет определить самостоятельно, властям на местах планируется предоставить такую возможность.
“Поскольку социально-экономическая ситуация в различных регионах разная, мы предлагаем дополнительные механизмы расселения именно как опцию, которую регион сможет выбрать сам, в том числе для разных населенных пунктов внутри региона. Например, в крупных городах будет актуально привлечение частных инвесторов, для удаленных населенных пунктов, из которых население выезжает, будут востребованы субсидии, которые дадут право гражданам купить жилье в другом городе”, — сказал Егоров.
Расселять не только за бюджет
Переселение граждан из аварийного жилья, как ожидается, будет производиться не только за счет бюджета, но и при участии инвесторов. Как ранее сообщали в Минстрое, привлечь бизнес к этой проблеме пытались и раньше, однако все уперлось в недостаточность законодательной базы. Сейчас министерство устраняет этот пробел.
Например, по словам Егорова, подготовлены поправки, которые дают возможность предоставления земельных участков под строительство многоквартирных домов застройщикам, реализующим проекты развития застроенных территорий или проекты комплексного развития без проведения торгов. Решать, выделять или не выделять землю, будет высшее должностное лицо субъекта. Проект поправок находится на рассмотрении в федеральных органах исполнительной власти.
Также ранее министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев предлагал субсидировать из Фонда ЖКХ инвесторов сноса аварийных домов. Кроме того, он отмечал, что еще одним механизмом привлечения инвесторов станет упрощение процедуры изъятия объектов инфраструктуры, относящихся к аварийным домам.
Аварийное или ветхое
Еще одним существенным моментом реализации программы расселения стало разделение понятий аварийного и ветхого жилья. Минстрой предложил уточнить, какая степень износа допустима для каждого из них. В случае с аварийным жильем дом признается непригодным для проживания, а решением проблемы может стать расселение и снос. В случае с ветхим допустим капитальный ремонт и продление жизненного цикла здания.
“По сути, ветхое жилье — это значительно изношенное жилье, но по своим эксплуатационным параметрам еще не ставшее аварийным. Поэтому для него нужны особые условия эксплуатации — регулярные обследования и поддерживающий ремонт. Именно для того, чтобы обеспечить реализацию таких работ и учесть возможность проведения постоянного их мониторинга, Минстроем России уточнено определение аварийного жилья и введено в законодательство понятие ветхого жилья”, — резюмировал Егоров.
“Аварийка в цифрах”
Оператором расселения граждан из аварийного жилья выступает Фонд содействия реформированию ЖКХ, ранее срок работы этой госкорпорации был продлен до 2026 года. По данным, опубликованным на портале “Реформа ЖКХ”, с 2008 по 2017 год было расселено более 15 млн кв. м аварийного жилья. Как пояснили в Минстрое, по национальному проекту до 2024 года планируется переселить в новые дома более 664 тыс. человек, которые в настоящий момент проживают в аварийном фонде площадью 12 млн кв. м.
На реализацию федерального проекта по “аварийке” планируется направить 500 млрд рублей. 432 млрд рублей — это средства федерального бюджета, 68 млрд — из региональных бюджетов.
Первоисточник: НО “Ассоциация предприятий ЖКХ Чувашской Республики”
31.12.2018
www.tavanen.ru