В 20-е годы прошлого столетия наша страна взяла курс на индустриализацию. В то время как капиталистическая индустрия развивалась десятилетиями и имела на это источники, новой России надо было начинать с производства, за счет реконструкции старых предприятий и возведения новых заводов черной металлургии, химической, тракторной, автомобильной, станкостроительной, авиационной промышленности и создания топливной и энергетической базы. Началась великая всенародная стройка в степях Украины и Казахстана, на Урале, в Сибирской тайге, в песках Средней Азии, на Днепре и Волге.
Была большая потребность в подготовке кадров рабочих и специалистов по строительству. В Чебоксарах еще до войны открылся строительный техникум. Мы вкратце расскажем о выпускнике этого учебного заведения Тимоне Васильевиче Суркове, уроженце деревни Синьял-Покровское, 23 декабря 1912 года рождения. По направлению он начал работать в г. Карачев Орловской области. Отслужив в армии в г. Брянске, молодой инженер вернулся на свое предприятие.
Однако война круто изменила жизнь семьи Тимона Суркова. Им дали пропуск для проезда по железной дороге через Орел, Мичуринск до станции Канаш. Оригинал пропуска, выданного 29 июля 1941 года, сохранился до сих пор. На обратной стороне пропуска Тимон Васильевич приписал своей рукой следующее: «Проехали через Орел, Тулу, Моршанск, Пензу, Рузаевку, Канаш и в Чебоксары от Карачева до станции Ишлей ехали 12 суток! По воспоминаниям Сурковых, их состав немцы бомбили несколько раз. В таких случаях пассажиры выбегали из вагонов с вещами и прятались в придорожных укрытиях. После бомбежки паровоз обычно трогался без гудка. И однажды, когда Сурковы поднимались на высокие подножки с 3-летним Юрой и 4-месячной Раей, поезд прибавил ходу, они не успели прихватить чемодан с вещами детей.
Семья прибыла в Чувашию 10 августа, устроилась в доме родителей в Синьял-Покровском. Тимон Васильевич начал работать на военном заводе на Чапаевском поселке и каждый день ходил домой пешком. Потом им дали комнату в бараке. Вскоре Тимон Сурков был мобилизован на строительство военных заводов, служил в Зеленодольске, Москве и Кировске под Ленинградом вплоть до 1957 года. Вернувшись в Чебоксары, бессменно работал начальником СУ-5, а на пенсии – начальником финансового отдела завода им. Чапаева. Он был энергичным, коммуникабельным, надежным человеком. Пользовался высоким авторитетом среди сослуживцев и жителей поселка. С большим уважением относился к своим землякам.
ТАМАРА ВЕРЕНДЕЕВА, Чебоксары