16 декабря 2021 года депутаты Дмитрий Вяткин и Дмитрий Ламейкин внесли в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». По словам разработчиков, опыт применения электронного голосования ДЭГ на выборах в 2019-2021 годов в экспериментальном режиме продемонстрировал необходимость «установления основных принципов и параметров проведения такого голосования, единых для всех выборов и референдумов на территории РФ». 26 января 2022 г. законопроект принят Госдумой в 1-м чтении.
В частности, проект закрепляет проведение электронного голосования с использованием системы ГАС «Выборы» и других информационных систем, которые прошли сертификацию и соответствуют требованиям Центральной избирательной комиссии (ЦИК).
Решение о проведении дистанционного голосования на выборах в федеральные органы власти и на референдуме, порядок голосования также закрепят за ЦИК, как и решение в случае совмещения дней голосования с выборами другого уровня.
Решение о проведении электронных выборов в органы власти и на референдумах в субъектах происходит по согласованию с ЦИК по предложению территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования.
Кроме того, законопроект устанавливает обязательное прохождение избирателями процедуры идентификации, аутентификации и подтверждения личности; предусматривает анонимизацию результатов волеизъявления, их шифрование во время голосование и дешифрование после завершения голосования.
Порядок проведения такого голосования с учетом требований ЦИК должен содержать: порядок и сроки подачи заявления об участии в дистанционном электронном голосовании и его отзыва, аутентификации и идентификации избирателя, участия в дистанционном электронном голосовании избирателя, участника референдума, обеспечения гласности при организации, осуществлении дистанционного электронного голосования и установления его итогов, установления итогов дистанционного электронного голосования и его учета при определении результатов выборов или референдума.
Председатель ассоциации «Независимый общественный мониторинг», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод в своем комментарии подчеркнул, что процедура дистанционного электронного голосования удобна и комфортна для избирателей.
«Ассоциация НОМ в течение последних двух лет очень пристально следит за развитием процедуры ДЭГ не только в России, но и за рубежом. Мы неоднократно проводили консультации с экспертами в Эстонии, где с 2005 года применяется эта новая форма голосования, и с каждыми новыми выборами мы видим, что популярность этой формы растет. Кроме того, наши оценки ДЭГ постоянно звучат в докладах о новых формах голосования по итогам единого дня голосования в позапрошлом и прошлом году.
Эта новая форма голосования удобна и комфортна для избирателя, особенно в условиях пандемии, и об этом говорят данные соцопросов – не только ВЦИОМ, но и других социологических институтов. Очень важно, что теперь механизм реализации ДЭГ закрепляется на законодательном уровне.
Опыт общественного контроля за ДЭГ наработан и в Москве, и в ряде других регионов. Мы находились в контакте с общественными штабами и в Севастополе, и в Ростовской области, и серьезных сбоев в регионах мы не наблюдали. Поэтому я считаю, что с участием специалистов по ИТ-технологиям, экспертами в этой сфере нам в самое ближайшее время нужно доработать имеющийся региональный опыт, представить предложения их в виде рекомендаций, дорожной карты для общественных палат, экспертных сообществ. Необходимо очень четко прописать алгоритм действий по общественному контролю за дистанционным электронным голосованием».
Член Общественной палаты Российской Федерации, исполнительный директор Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Алена Булгакова:
«У дистанционного электронного голосования большое будущее. Главное преимущество такой формы волеизъявления заключается в том, что она обеспечивает потребность большого числа избирателей в удобстве, безопасности и возможности реализовать свою гражданскую позицию без отрыва от личных дел. Все заявления о нелегитимности дистанционного голосования исходят от незнания процедуры. Дальнейшая проработка норм, регулирующих все вопросы проведения ДЭГ, должна проводиться с обязательным участием экспертного сообщества. Остается плотно сотрудничать с избирательными комиссиями в части подготовки и обсуждения порядка проведения дистанционного голосования.
Политолог Павел Данилин:
«Общественный контроль за процедурой дистанционного электронного голосования является одним из ключевых при дальнейшем применении технологии на выборах. В прошлом году общественники присутствовали в штабе Общественной палаты и наблюдали за ходом ДЭГ в том числе. Надо расширить и углубить возможность контроля общественности за ДЭГ. В законопроект ко второму чтению стоит добавить функции наблюдателей».
Руководитель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев:
«Мы предлагаем Государственной Думе РФ учесть во втором чтении закона наши предложения, которые позволят осуществлять общественный контроль за ДЭГ на таком же уровне, как на избирательных участках. В связи с этим мы предлагаем субъектам общественного контроля, партиям и кандидатам предоставить право направления наблюдателей в комиссии, которые будут реализовывать дистанционное электронное голосование».