“У меня вопрос не по теме, — вздернув очки, бойкий старшеклассник обращается к священнику Максиму Курленко. — Мне всегда было интересно: вам не жарко в этом костюме?” Священник в черной широкой рясе добродушно рассмеялся. “Я терплю, с Богом все возможно”. Дети и молодежь — особая миссия многодетного батюшки, у которого семеро детей. Ранее он возглавлял отдел по работе с молодежью в епархии. Именно для молодых он создал проект Nastoyatel, в котором читает рэп, совмещая речитатив и православие
В прошлом диджей и рэпер, в свои 50 лет священник легко может дать фору даже молодым по чтению речитатива. В рэп-форму он облекает свои размышления о правде и смысле жизни, мировоззрении и ошибках, о жизни во Христе.
Священник полагает, что слова и образы, сконцентрированные в песне, зачастую более понятны молодежи, чем лекция или проповедь. Максим Курленко принял сан на взлете музыкальной карьеры, когда перед ним открылись большие концертные площадки с модными клубами. Славе и популярности он предпочел непростой труд священника и строительство храма в Чувашии, служение в сельском приходе и семейную жизнь.
От мистики до священного сана / Да, характер у меня сложный, / Я не хочу мешать правду с ложью, / Жить с сердцем замороженным, / По течению плыть в мире безбожном. Из песни М. Курленко
Максим Курленко родился в Екатеринбурге, где в 2000-е годы работал диджеем на музыкальных радиостанциях и читал рэп в музыкальной группе EK-Playaz. Рэп-стиль, являвшийся частью уличной субкультуры, привлек драйвом и бойцовской энергетикой.
“Сама рэп-культура урбанистическая и впитывает в себя энергетику крупного города. В мегаполисах другие биоритмы и больше динамики, чем в сельской местности с ее просторами и полями, где больше созерцания и для которой более характерны мелодичные, протяжные песни”, — пояснил протоиерей.
Популярность рэп-группы росла, стали выходить альбомы, был подписан крупный контракт с продакшен-студией, начались выступления на больших площадках и общение с известными артистами. “Мы не являлись профессионалами, у нас не было музыкального образования, но было какое-то чутье, тяга и любовь к этому”, — рассказывает отец Максим.
Однако в душе не было удовлетворения, постоянно шел духовный поиск. “Моя душа максималиста искала чего-то большего, и я изначально пробовал найти это в той среде, где родился и воспитывался. Тогда передо мной встал вопрос: “Буду ли я заниматься музыкой все время, то ли это дело, которому нужно посвятить всю жизнь, или я ищу что-то другое?” Я понял, что ищу что-то другое — более важное, главное. В этот момент я как раз заинтересовался православием”, — говорит священник.
Так как Максим вырос в обычной советской семье, предпосылок для погружения в православие и последующего принятия сана, казалось бы, не было. “Мне кажется, что несмотря на атеистический период времени, у многих людей все равно в сердце было чувство Бога. В моей семье, например, родители при отсутствии церковной жизни сохраняли определенную правду и некое уважение к Богу, что Он есть”, — вспоминает отец Максим.
Его выбор складывался из цепочки событий, из которых постепенно создавался фундамент духовной жизни. Например, в армии, стоя в одиночестве на вышке во время ночного караула, он всем нутром ощутил, что Бог ближе, чем думалось ранее.
Другой судьбоносный случай произошел в Дивеевском монастыре, куда он приехал в спортивном костюме. Одна монахиня подарила ему матерчатую сумочку со словами: “Это от батюшки Серафима”. В ней лежало напрестольное требное Евангелие с окладом (особое, торжественное издание Евангелия), которым пользуются священники.
“Была жажда встретить Бога, желание жить по Его правде, узнать Его волю обо мне, моей судьбе. Поиски привели к тому, что я начал иногда заходить в храм в Екатеринбурге. Потом познакомился со священником-ровесником, мне просто было проще с ним общаться. Через общение, через то, что я начал ходить в храм, возникло желание самому все узнать о православной вере. Поэтому поступил заочно в Московский богословский институт, начал ездить по святым местам. Постепенно стали меняться мысли, интересы, тексты, желания”, — вспоминает батюшка.
В 2004 году его жизнь кардинально изменилась: он оставил музыкальное творчество, принял в Чувашии сан священника и женился на ульяновской девушке, которая приехала работать трудницей (трудники работют при православном монастыре или храме на добровольной и бескорыстной основе) в монастырь в Алатыре. Как и супруга, был духовным чадом отца Иеронима, возрождавшего тогда духовную жизнь в Алатыре и восстанавливающего из руин мужской монастырь.
Первым испытанием для отца Максима стало строительство храма в селе Междуречье Алатырского района, настоятелем которого он служил. С 21 июня 2016 года он настоятель храма Сретения Господня в селе Чемурша Чебоксарского района.
Православный речитатив
Юности пора — пора надежды, / Для многих это пропасть и путь невежды. Из песни М. Курленко
К музыке священник вернулся спустя 9 лет, в 2013 году. Он признается, что потребность в творчестве присутствовала, но новая жизнь требовала тотальной отдачи времени и сил.
“В 2013 году в моей жизни все, как говорится, устаканилось, встало на свои места. Учитывая, что в епархии я возглавлял отдел по работе с молодежью и часто встречался со школьниками и студентами, решил зарифмовать важные для молодежи мысли, облечь их в ритмы понятной и близкой им музыки. Я хотел помочь ребятам, интересующимся православием, понять самих себя и защитить от возможных ошибок. Так родился проект “Настоятель”, — рассказал священник.
По его словам, рэп можно переосмыслить и сделать созидательным, “воцерковить”. Очевидно, что не каждый молодой человек способен слушать лекции и проповеди. Но когда священник предстает в качестве рэпера, то ломаются шаблоны и вместе с удивлением появляются интерес и внимание. Сюжеты для песен взяты из жизни, в каждую композицию в сжатом виде вложена проповедь. Первой стала песня “Без благодати”, в клипе к которой священник в спортивном костюме ездит на тонированной Audi. Отец Максим рассказывает, что иномарку пришлось одолжить у знакомых, а одна из целей провокационного клипа — показать, что священник тоже человек и он ближе, чем может казаться.
Без благодати нам с колен не встати, / Не раскрыть образ, живой воды не пить, / Не гореть духом, не победить плоти, / В мечтах блуждать и поднимать муть. <…> Ударился больно, потом долго злился, / Отлежался, поправился, шрам остался. Из песни М. Курленко
Батюшка пояснил, что на коленях находится живущий в страстях человек, а страсти — это страдания. “Зачастую человек может делать грудь колесом, но на самом деле ползет на коленях, запутавшись в своем жизненном пути. Я же молодым тоже совершал определенные ошибки, поэтому хочу ребятам помочь избежать их. А благодать позволяет человеку понять себя, узнать страстные качества души и, наоборот, добродетели. Узнав себя, понять свой фронт работ, чтобы сформировать цельную и сильную личность, чтобы избежать очень многих жизненных ошибок. Благодать — это присутствие Бога в нашем мире. Это та радость, которая согревает душу, освещает путь, дает смысл жизни. Это личный религиозный опыт каждого человека”, — пояснил отец Максим.
Он признался, что не считает себя поэтом, а просто пытается “облечь в рифму” мировоззренческие, религиозные вопросы. Также не было цели сделать профессиональный музыкальный продукт: “Я хотел создать определенное настроение человеку, который интересуется рэпом и на какой-то промежуток времени через музыку погрузить в размышления о важных вопросах. Больше я, скажем так, проповедник, чем музыкант, поэтому это один из инструментов проповеднической деятельности”.
Он сообщил, что митрополит Савватий (митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии) дал добро подобной миссионерской деятельности: “Я ему давал послушать композиции и видеоклипы. Например, видеоклип, который мы недавно записали со священниками из Калининграда и Москвы (музыкальный проект “Три отца”). Владыка нас похвалил, он сказал: “Молодцы!” Что касается детей как потенциальных участников проекта “Настоятель”, то они “понимают и принимают, но тяги именно к музыке пока нет”. Если говорить в целом о молодежи, то в каком-то смысле манифестом для них можно назвать одну из песен батюшки, отвечающих на вопрос о том, “что такое хорошо”.
Со всеми дружный, не строишь важного, / Не соврешь, не предашь, защитишь ближнего, / Когда трудно — терпишь, себя в руках держишь, / За слова в ответе — их не бросаешь на ветер. Из песни М. Курленко
На вопрос о переложении молитвы на речитатив священник ответил, что это было бы дерзостью с его стороны: “Молитвы — это слишком сакрально, не дерзну”. На мой вопрос “если бы Бог играл на музыкальном инструменте, то на каком?” батюшка улыбнулся: “Думаю, что не надо ограничивать Бога всего лишь одним музыкальным инструментом. Наверное, главный музыкальный инструмент Бога здесь, в мире, — это струны души человеческой, это сердце человека”.
И в Москве, и в Париже бесы те же / Им не нужен рай — / Подавай вай-фай. Из песни М. Курленко
В своих песнях отец Максим метафорически обрисовывает участь безбожной жизни. По его мнению, часть общества больна эгоизмом и жаждой потребления. В то время как счастье, включая семейное, предполагает жертвенность, служение, терпение и внимание друг к другу. Этим он делится на своих встречах со школьниками и студентами.
“Время эгоизма и потребления, в которое мы живем, накладывает корку на душу детей, лишает любви. Настоящая любовь жертвенна, энергозатратна. Брак — это творческий процесс и здесь нужно постоянно держать руку на пульсе, постоянно чувствовать другого человека, учиться понимать его. Здесь точку опоры мы ставим не на себя, не на свое удовольствие”, — делится своим опытом священнослужитель.
Говоря об ошибках, отец Максим считает, что звоночками об этом служат происходящие в жизни неприятности, в том числе непонимание с близкими, проблемы со здоровьем или в отношениях с другими людьми, появляющиеся разрушительные мысли.
“Очень много ошибок молодые люди совершают в спешке, по неосторожности, рубят с плеча, говорят такие слова, которые разрушают отношения. Когда что-то происходит, то надо к совести прислушиваться, она выведет на нужную дорогу и приведет к Богу. Потому что совесть — это голос Бога внутри нас. В помощь также даны Писание, молитвы”, — добавил батюшка.
И в Москве, и в Париже / Гетто страстей кишит. / И в этом гетто сложно выжить, / И бесы все те же, / Их так же на крест корежит. Из песни М. Курленко
Это фрагмент одной из последних песен, написанных, что называется, на злобу дня. “Это о тех, кто уехал из России в так называемую свободную Европу. Если в душе есть бесы, то он их туда привезет и еще больше проблем себе создаст. Оставить свою страну, свои корни — я этого, безусловно, не понимаю. Я понимаю, что мне нужно любить свою Родину, которая нам очень многое дала, и ценить это, любить своих родителей, предков, свою культуру и духовные ценности. Попытаться сделать хорошие дела в своей стране, а не бежать куда-то, потому что и там человек будет чужим, и здесь уже не станет своим. Вся эта круговерть обернется одиночеством души”, — полагает отец Максим.
Кроме того, священник озвучивает библейские тексты, фрагменты культовых кинолент и мультфильмов на православный лад, в том числе в шуточном виде. “В мультфильме про Винни Пуха словами одного из персонажей вы говорите, что ружье и доброе слово лучше, чем просто доброе слово. Разве у священника “ружье” — это не есть доброе слово?” — на полном серьезе интересуюсь я. “Ну что вы, это же просто шутка”, — смеется настоятель.
Духовная рация
Черное или белое, выбор уже сделан. / Расставлять фигуры, думать, как быть первым. / У тебя есть план или слабость клонит в сон? / Это уже не игра — жизнь поставлена на кон. Из песни М. Курленко
В 2022 году в прокат вышел российский фильм “Непослушник” о приключениях блогера-пранкера, которого сослали в монастырь на перевоспитание. В картине звучит рэп-композиция “Черное или белое, выбор уже сделан” в исполнении священника Максима Курленко. Позже в одном из интервью батюшка сказал, что однажды он сделал свой выбор и “с миссионерской точки зрения этот шаг сделан не зря”.
“Сегодня меня радует мой приход — пусть небольшой, но хороший и дружный. Я счастлив, что есть возможность воплотить какие-то свои представления о вере, творческие замыслы. Что касается моей духовной сферы, то она окружена миром и спокойствием, и я за это очень благодарю Бога”, — откровенно и искренне говорит священник.
И сегодня, как он поет в одной из песен, его вера стала “духовной рацией”. По рассказам прихожан, были случаи, когда его творчество вдохновляло на спонтанный приход людей в храм, и это мотивирует. Песни священника продолжают приковывать внимание, обрастая репостами и откликами. При этом интерес проявляют не только любители рэпа.
“Рэп не люблю совсем, однако за творчеством о. Максима слежу с интересом”, — пишет на местном форуме один из пользователей. “Рэпом не увлекаюсь, но несколько песен отца Максима послушала. Тексты хорошие, а не набор слов и рифмоплетство. Считаю, что именно такой человек из священнослужителей и должен общаться с подрастающим поколением, быть по некоторым направлениям для них примером”, — добавляет поклонница.
Одна из недавних видеозаметок священника сделана ранним утром на безлюдном берегу Волги.
“Мир все больше суетится, люди бегут как белки в колесе. Информация, переживания, впечатления валятся на нас как из рога изобилия. Человек не может все это переварить, но все равно не может остановиться. Тишина помогает заглянуть нам внутрь себя, помогает понять, что для нас лишнее, а что важное. Тишина помогает встретить Бога”, — сказал отец Максим и посмотрел сквозь камеру, вдаль.
Наталия Николаева