Департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ провел исследование, посвященное потенциалу инновационной активности россиян.
Исследование проводилось в две волны в течение 2015 года, общее число респондентов, принявших участие в исследовании, превысило 20 тыс. человек. Анализ потенциала инновационной активности проводился на территории субъектов РФ, численность населения которых превышала 600 тыс. человек (как правило, в столице региона и двух других крупнейших городах).
Для оценки инновационного потенциала регионов определялись четыре индекса, отражающих интерес населения к получению образования, развитию креативных творческих навыков, созданию инновационного бизнеса, а также бизнеса как такового.
Лидерами рейтинга стали Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Москва и Новосибирская область. Чувашская Республика заняла 6 место с индексом инновационного потенциала 59. Всего в исследовании приняло участие 70 субъектов Российской Федерации.
Исследование креативного (инновационного) потенциала, способности разрабатывать новые идеи и внедрять их в бизнес имеет большое практическое значение для экономического прогнозирования. Инновационное развитие может идти естественным путем за счет людей, имеющих природную склонность к новаторству, а может стимулироваться государством и обществом.
В ходе исследования установлено, что у россиян высокий уровень интереса к инновационному предпринимательству. 36% опрошенных россиян имеют в своем окружении креативных людей, причем самые креативные – это молодежь до 30 лет и средний класс (те, кому доходы позволяют как минимум приобрести автомобиль). Почти половина россиян (48%) считают, что человек не обязан соответствовать общественным ожиданиям, чтобы не вызывать осуждения окружающих. В то же время, россияне считают, что детям следует прививать в первую очередь традиционные ценности – усердие и послушание старшим. Однако самые обеспеченные граждане отмечают важность такого качества, как независимость личности.
84% респондентов считают, что в их регионе можно получить достойное образование, две трети – что в регионе созданы условия для бизнеса. Еще одним фактором, определяющим инвестиционный потенциал, является доверие между людьми. Сегодня в России 38% населения полностью или в основном согласны с тем, что большинству людей в своем окружении можно и нужно доверять. Это довольно высокий показатель. Сегодня можно утверждать, что в России имеются достаточно серьезный потенциал для инновационного, креативного предпринимательства. Особенно он велик у молодежи, образованных и состоятельных россиян.
13.01.2016
www.tavanen.ru