Велосипедист собирает данные о чувашах по всей стране
Николай Фомиряков за свою 63-летнюю жизнь объездил на велосипеде север, юг, Урал и запад нашей страны. Все свои велопутешествия он снимает и описывает впоследствии в книгах, ведь он не только открывает для себя новые места, но и делает исторические открытия. Но, как оказалось, Николаю Андреевичу не нужно было далеко ездить, чтобы найти свои корни.
Истоки у дома
Сразу после окончания школы Николай Фомиряков отправился в свое первое велопутешествие по просторам Чувашии. Тяга к познанию природы вылилась в то, что он начал фотографировать птиц, обитающих на территории республики, изучать природу. Но гораздо больший интерес он проявил к Киреметям, видя, что их не только не облагораживают, но и грабят. Сначала Фомиряков путешествовал по уже давно найденным Киреметям, а затем стал открывать для себя новые. В родных Чиганарах место Киремети открыл вспомнив детские годы. Здесь до сих пор течет родник (местные называют его «Сив çăл»). Теперь про место массового поклонения давно забыли. Николай Андреевич посадил здесь дубы (узнав, что до войны на этом месте были вырублены все деревья) и написал об этом месте в книге про Чиганары. Черные копатели быстро обнаружили место Киремети и провели раскопки. Но, видимо, не найдя ничего полезного, бросили прямо там найденные серпы и косы, возраст которых, по предположению краеведа, более 1000 лет.
В Красных Четаях Николай Фомиряков обнаружил, что древнее городище раскопали под пруд, теперь этим вопросом занимается прокуратура. В ходе одной из прокурорских проверок выяснилось, что осенью 2012 года районная администрация заключила с местным жителем договор земельной аренды для сельхозпроизводства. На этом основании летом 2013 года фермер начал обустраивать пруд. Для этого он выкопал котлован на месте древнего городища «Хула çучĕ» площадью свыше ста квадратных метров и отвез землю в близлежащий овраг. Этот памятник археологии расположен близ деревни Тоганаши (Туканаш) Красночетайского района. Его относят к балановской культуре (эпоха поздней бронзы) и к городецкой культуре (ранний железный век). В Шемуршинском районе Николай Андреевич нашел Киреметь «Пулмантăш», которое охранял местный житель — юноша Алексей. «Он очень долго следил за мной, а затем долго допытывался у меня, кто я такой. Вот такие люди нужны в каждой деревне, ведь Киремети — это наша история», — считает Николай Андреевич. Многие из этих мест могли бы стать частью туристического маршрута. Особенно Киреметь «Амаксар» в Моргаушском районе. Его красота неописуема.
В этом году Николай Андреевич пожертвовал своим велопутешествием, чтобы во второй раз попасть на Алтайский праздник тюркских народов «Эл-Ойын». Из нашей республики туда отправились 40 человек. Проводимый один раз в два года праздник привлекает Николая своей зрелищностью. Здесь не только с помощью театрализованных представлений воспроизводят старейшие ритуалы, но и соревнуются в борьбе на лошадях, других видах древних состязаний и искусств. Его интерес к тюркским народам не случаен: он уже опубликовал книгу «Хронология истории чувашского народа», все сведения для которой собирал лично. Здесь же на Алтае он нашел древнейшее место захоронения, никому не известное ранее.
Музыка сокращает расстояние
В каждое свое велопутешествие он берет палатку, суповые наборы, котелки, растительное масло и… дудочку. Музыкальные инструменты (варганы, бубны, барабаны, фуяры, нахры, кавалы) он делает сам. А ведь для их изготовления нужны только натуральные материалы, например, для бубна — козья кожа. Однажды Николай намеренно включил в свой маршрут деревню Кавалы. И проезжая мимо нее, заиграл на музыкальном инструменте, от которого и произошло название деревни. Музыка помогает Николаю скоротать время ночью, а также отпугивает хищников.
Все свои приключения он описывает в книгах «Велопутешествия», которые выпускает на свои средства. Лишь однажды Николаю не удалось запечатлеть на пленку свое велопутешествие. Это было в Карелии. Для него поездка была очень символичной, поскольку до войны там год прожила его семья. В условиях прошлого тотального дефицита достать пленку Николаю не удалось ни в Чувашии, ни в других регионах, через которые он проезжал.
Музыка не отпускает Николая и вне путешествий. Он участник двух ансамблей — «Шуçăм» и «Ишексем».
Николай объездил много мест в России. Часто проезжал через поселения чуваш и всегда знал, что здесь живут сородичи. «Едешь к примеру по Уралу. Везде дома старые, без обустроенного двора, и вдруг видишь опрятный дом, с большим двором. Сразу становится понятно, что здесь чуваш живет. Национальную принадлежность определяю по воротам. Они у чуваш всегда из четырех столбов, так еще наши предки строили. Это ведь связано с их представлением о мироустройстве. Особая черта чуваш — это трудолюбие. Она проявляется везде (Пенза, Самара, Тюмень), где бы они не жили, везде стремятся обустроить свой дом по максимуму», — считает Николай.
Фотовыставка птиц, которую Николай Фомиряков сформировал в своих путешествиях, оказалась очень востребованной среди школьников. Пока в коллекции Николая — около 100 видов птиц, а всего в Чувашии обитает около двухсот.
В ближайших планах Николая Андреевича — вновь посетить древние города Волжской Булгарии — Булгар, Сувар и Биляр. Еще до того как он там побывал, его постоянно тянуло в эти места. Как позже Николаю Андреевичу удалось выяснить, его род произошел отсюда, как и еще три, в числе которых и род востоковеда Никиты Бичурина. Теперь Николай хочет вновь на велосипеде отправиться в эти места, чтобы больше узнать о происхождении своего рода и всей истории чувашского народа.
Елена Губанова