От Ка­ра­че­ва до стан­ции Иш­лей – 12 су­ток

В 20-е го­ды прош­ло­го сто­ле­тия на­ша ст­ра­на взя­ла курс на ин­дуст­риа­ли­за­цию. В то вре­мя как ка­пи­та­лис­ти­чес­кая ин­дуст­рия раз­ви­ва­лась де­ся­ти­ле­тия­ми и име­ла на это ис­точ­ни­ки, но­вой Рос­сии на­до бы­ло на­чи­нать с произ­водст­ва, за счет ре­конст­рук­ции старых предп­рия­тий и возве­де­ния но­вых за­во­дов чер­ной ме­тал­лур­гии, хи­ми­чес­кой, трак­тор­ной, ав­то­мо­биль­ной, стан­кост­рои­тель­ной, авиа­цион­ной про­мыш­лен­нос­ти и соз­да­ния топ­лив­ной и энер­ге­ти­чес­кой ба­зы. На­ча­лась ве­ли­кая все­на­род­ная строй­ка в сте­пях Ук­раи­ны и Ка­захс­та­на, на Ура­ле, в Си­бирс­кой тай­ге, в пес­ках Сред­ней Азии, на Д­неп­ре и Вол­ге.

Бы­ла боль­шая пот­реб­ность в под­го­тов­ке кад­ров ра­бо­чих и спе­циа­лис­тов по строи­тельст­ву. В Че­бок­са­рах еще до вой­ны открыл­ся ст­рои­тель­ный тех­ни­кум. Мы вк­рат­це расс­ка­жем о вы­пуск­ни­ке это­го учеб­но­го заве­де­ния Ти­мо­не Ва­силье­ви­че Сур­кове, уро­жен­це де­рев­ни Синьял-Пок­ровс­кое, 23 де­каб­ря 1912 го­да рож­де­ния. По нап­рав­ле­нию он на­чал ра­бо­тать в г. Ка­ра­чев Ор­ловс­кой об­лас­ти. Отс­лу­жив в ар­мии в г. Б­рянс­ке, мо­ло­дой ин­же­нер вер­нул­ся на свое предп­рия­тие.

Од­на­ко вой­на кру­то из­ме­ни­ла жизнь семьи Ти­мо­на Сур­ко­ва. Им да­ли про­пуск для проез­да по же­лез­ной до­ро­ге че­рез Орел, Ми­чу­ринск до стан­ции Ка­наш. Ори­ги­нал про­пус­ка, вы­дан­но­го 29 ию­ля 1941 го­да, сох­ра­нил­ся до сих пор. На об­рат­ной сто­ро­не про­пус­ка Ти­мон Ва­силье­вич при­пи­сал своей ру­кой сле­дую­щее: «П­рое­ха­ли че­рез Орел, Ту­лу, Мор­шанск, Пен­зу, Ру­заев­ку, Ка­наш и в Че­бок­сары от Ка­ра­че­ва до стан­ции Иш­лей еха­ли 12 су­ток! По вос­по­ми­на­ниям Сур­ко­вых, их сос­тав нем­цы бом­би­ли нес­коль­ко раз. В та­ких слу­чаях пас­са­жиры вы­бе­га­ли из ва­го­нов с ве­ща­ми и пря­та­лись в при­до­рож­ных укры­тиях. Пос­ле бом­беж­ки па­ро­воз обыч­но тро­гал­ся без гуд­ка. И од­наж­ды, ког­да Сур­ко­вы под­ни­ма­лись на вы­со­кие под­нож­ки с 3-­лет­ним Юрой и 4-­ме­сяч­ной Раей, поезд при­ба­вил хо­ду, они не ус­пе­ли прих­ва­тить че­мо­дан с ве­ща­ми де­тей.

Семья при­бы­ла в Чу­ва­шию 10 ав­гус­та, уст­рои­лась в до­ме ро­ди­те­лей в Синьял-Пок­ровс­ком. Ти­мон Ва­силье­вич на­чал ра­бо­тать на воен­ном за­во­де на Ча­паевс­ком по­сел­ке и каж­дый день хо­дил до­мой пеш­ком. По­том им да­ли ком­на­ту в ба­ра­ке. Вс­ко­ре Ти­мон Сур­ков был мо­би­ли­зо­ван на ст­рои­тельст­во воен­ных за­во­дов, слу­жил в Зе­ле­но­дольс­ке, Москве и Ки­ровс­ке под Ле­нинг­ра­дом вп­лоть до 1957 го­да. Вер­нув­шись в Че­бок­сары, бесс­мен­но ра­бо­тал на­чаль­ни­ком СУ-5, а на пен­сии – на­чаль­ни­ком фи­нан­со­во­го от­де­ла за­во­да им. Ча­пае­ва. Он был энер­гич­ным, ком­му­ни­ка­бель­ным, на­деж­ным че­лове­ком. Поль­зо­вал­ся вы­со­ким ав­то­ри­те­том сре­ди сос­лу­жив­цев и жи­те­лей по­сел­ка. С боль­шим ува­же­нием от­но­сил­ся к своим зем­ля­кам.

  ТА­МА­РА ВЕ­РЕН­ДЕЕ­ВА, Чебоксары

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Открыть все новости