Дневник XXVI Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова. День третий

XXVI Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова набирает обороты. 27 ноября впервые в Чувашском государственном театре оперы и балета была показана «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева. Не каждый коллектив рискнет обратиться к одной из самых сложных опер мирового репертуара, требующей от артистов целого комплекса исполнительских задач. Но труппа Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева обожает всяческие эксперименты, и трудности музыкального языка её не пугают.

В прологе на фоне черного, ничем не примечательного задника, под гомон настраивающегося оркестра появляются самые обычные люди. Все они ничем не отличаются от нас, сидящих в зале. Значит, весь мир – действительно театр, а мы в нём – актеры? И неизвестно, какая роль тебе уготована. Быть может, ты водрузишь на голову корону и сядешь на трон, как Король Треф. Может всю жизнь будешь странствовать в поисках своего идеала подобно принцу Тарталье. Или продашь сердце Люциферу и проведёшь свои дни в бесконечных муках, словно ведьма Фата Моргана.

Постепенно сцена обрастает декорациями, погружаясь в таинственный полумрак с мистическими проблесками зеркал, а артисты из джинсов, свитеров и толстовок переодеваются в театральные костюмы. Тут и там начинают твориться невообразимые вещи. Апельсины летают в воздухе и на глазах раздуваются до гигантских размеров, принцесса Нинетта обращается в крысу, зеркала оборачиваются огромными картами. Режиссер и художник спектакля Сергей Шепелев активно работает со сценическим пространством, так что герои появляются из всех возможных и невозможных мест. Весельчак Труффальдино спускается с небес, артисты хора (которые в антракте разгуливают по фойе вместе со зрителями) поют прямо из зала, а зловещая Фата Моргана надвигается на нас из бездонной глубины сцены.

Исполнители главных партий привлекают не только крепкими голосами, уверенно справляющимися с запутанными мелодическими ходами и замысловатыми ритмическими фигурациями, но и ярким артистизмом. Среди них изнеженный, избалованный вниманием Принц Тарталья (Александр Столбов), который из «тепличного растения» к финалу превращается в благородного юношу, отягощенный тяжкими думами Король Треф (Тимофей Вершинин), обольстительная Принцесса Клариче, дефилирующая в откровенных нарядах подобно фотомодели на подиуме (Анна Столбова), красавчик Леандр в облегающих кожаных штанах, сводящий с ума одним лишь взглядом (Иван Шонин).

Экстраординарно и современно решены фантастические персонажи. Маг Челий (Заслуженный артист Марий Эл Владислав Калашников) предстает настоящим неформалом в темных очках и с дредами на голове. Всемогущая Фата Моргана (народная артистка Марий Эл Галина Михалина) щеголяет на красных лабутенах. Особый колорит сценическому действу придают пышнотелая, басовитая Кухарка (народный артист Марий Эл Владимир Александров), энергичный Труффальдино (Сергей Гарашкин), буквально сыплющий цирковыми трюками, лукавая Смеральдина (Эльвира Гурьева), суетливый Панталоне (Павел Крючко) и три очаровательные принцессы, «вылупившиеся» из апельсинов (Елена Никитина, Валерия Баландина и Анастасия Ершова).

Дирижер Григорий Архипов мастерски живописует оркестровыми тембрами, будто раскрашивая прокофьевскую партитуру во все цвета радуги. Задиристая бодрость маршей сменяется полетностью отрывистых скерцо, хоры-скороговорки контрастируют с меланхоличностью ариозо. Но звучит здесь и одухотворенная, тонкая поэтичность, оттеняющая атмосферу шуток и весёлых чудачеств.

Первоисточник:  Чувашский государственный театр оперы и балета

28.11.2016

www.tavanen.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Открыть все новости