Алексей Ключников: «Просчитывать и принимать важные решения»

19 апреля полиграфисты страны отмечают свой профессиональный праздник. В преддверии этой даты наши журналисты встретились с генеральным директором Акционерного общества «Издательско-полиграфический комплекс «Чувашия» Алексеем Ключниковым.

В настоящее время на предприятии трудится около 170 человек. Успешно функционирует институт наставничества. Опытным работникам за шефство над учениками выплачиваются премии, а вновь принятые работники в период обучения и адаптации получают стипендии. Алексей Александрович рассказал, как выстроена работа на предприятии и оценил потенциал развития комплекса, а также поведал, что именно помогает принимать ему верные решения и многое просчитывать.

В целях создания и развития системы обучения и повышения квалификации специалистов и управленцев утверждено Положение о кадровом резерве АО «ИПК «Чувашия». На ключевые должности в марте сформирован и утвержден кадровый резерв. Разработаны индивидуальные планы подготовки, в соответствии с которыми лица, зачисленные в резерв, приобретут необходимые теоретические и практические знания для более глубокого освоения характера будущей работы, в том числе получив образование в Институте профессионального полиграфического образования в г. Москва. В настоящее время ряд специалистов из числа резерва кадров направлены на обучение по специальностям «Технология полиграфического производства» и «Стратегический менеджмент» за счет предприятия.

В апреле 2023 г. утверждено Положение о Совете молодежи АО «ИПК “Чувашия» – коллегиальном совещательном органе молодых работников общества, созданном при генеральном директоре АО «ИПК «Чувашия», с целью комплексного решения молодежных вопросов, координации взаимодействия служб в решении молодежных проблем, выработки приоритетных направлений работы с молодежью и организации их досуга. Из числа активных и неравнодушных молодых работников предприятия сформирован актив Совета молодежи.

СПРАВОЧНО: История Акционерного общества «Издательско-полиграфический комплекс «Чувашия» берет свое начало с 1 января 1941 года, когда при Совнаркоме Чувашской АССР было создано хозрасчетное Управление издательств полиграфии, куда были переданы все типографии и предприятия полиграфической промышленности республики.

Алексей Александрович, в этом году исполнится три года, как вы занимаете должность руководителя комплекса. Поведаете немного о вашей работе?

– Наше предприятие существует вот уже пятьдесят шестой год – еще со времен Советского Союза. Раньше это было Издательство обкома КПСС Чувашской АССР, старейшее полиграфическое предприятие Чувашской Республики, оно и в настоящее время является крупнейшим в республике. Кроме этого, мы входим в топ-30 крупнейших типографий российской полиграфии. Среди наших клиентов – крупные издательства Российской Федерации. Основная наша продукция – книжная, которая занимает порядка 80% в общем обороте. Мы производим книжную продукцию как в мягком, так и в твердом переплете. С этого года мы планируем запустить цех полноцветной печати и выйти на новый уровень нашего сотрудничества с клиентами по всей России.

С тех самых названных вами советских времен осталось ли старое оборудование?

– Что осталось – находится в музее полиграфии, который мы открыли в прошлом году. Там сохранившиеся образцы оборудования, которым точно не один десяток лет. В производственном процессе такое оборудование, которое используется со времен основания типографии, конечно, уже не существует.

Сейчас совсем другие технологии, все больше уходит в цифру, используются абсолютно новые методы обработки. Рукописи мы давно не принимаем, все в основном оцифровано, компьютеризировано, автоматизировано. Здесь прогресс шагнул далеко вперед.

Кто из известных личностей печатался у вас?

– На самом деле, очень много произведений известных писателей у нас печатается, но дело в том, что мы работаем не напрямую с авторами, а только с издательствами. Таких много, всех не перечислить.

Каков же объем печати на производстве?

– Я должен сказать, что за последние время мы подготовили основу для модернизации нашей производственной базы, за последние полгода приобретено 9 единиц полиграфического оборудования, обновление парка продолжается. В День российской полиграфии –19 апреля – мы планируем официально запустить цех цветной печати. Полноцветная листовая печатная машина Man Roland 708 смонтирована, настроена, персонал прошел обучение. Пробный тираж уже выпущен. Мы готовы! Если говорить про обеспечение заказами, то сейчас оно стопроцентное, наше оборудование и наши возможности используются в полной мере. И теперь у нас есть потенциал для дальнейшего развития. Если оценивать годовой оборот предприятия, то мы планируем в этом году достигнуть цифры порядка 285 миллионов рублей.

Остался ли первый экземпляр книги, напечатанной у вас?

– Я думаю, к сожалению, не сохранился. Архивы, конечно, есть, но из тех книг – нет. Из раритетных вещей есть коллективные договоры, кодексы чести и тому подобное еще времен Советского Союза. Такие экспонаты интересны с точки зрения истории предприятия. Очень старые, к примеру, 60-70-х годов издания здесь я не встречал. В прошлом году, в рамках подготовки к 55-летнему юбилею предприятия, мы прошерстили архивы, нашли интересные фотографии прежних руководителей. В фотогалерее предприятия представлена история типографии от котлована до настоящих дней. Но, увы, печатных изданий не обнаружено.

Расскажите о самой большой книге, напечатанной у вас – книге-рекордсмене.

– Мы в прошлом году печатали собрание сочинений Дмитрия Ростовского – 12 томов издательства «Омега-Л». Серии часто заказывают довольно большие, но основной объем – от 1 до 4 экземпляров. Так, буквально на днях мы выпустили четырехтомник Игоря Губермана.

А какие виды книг печатаются?

– Вариантов, на самом деле, много. Книги изготавливаются как в твердом, так и в мягком переплетах, их обложки могут быть совсем простыми, а могут быть с тиснением или лакированием. Виды корешков книг абсолютно разные. Все на самом деле зависит от пожелания заказчика. Какие-то издательства готовят подарочные издания. Для массовой недорогой литературы, такой как приключения или любовные романы, подходят мягкая обложка и бюджетная бумага. Сейчас сам принцип продаж претерпел серьезные изменения, началось это еще со времен CoViD-19. Если раньше значительный объем книг реализовался через книжные магазины, то сейчас это в большей степени происходит через маркет-плейсы. Статистика показывает, что спрос на художественную литературу в бумажном виде не снижается, несмотря на электронные издания и прочее. Народ как читал, так и читает бумажные издания, только немного меняются вкусы.

А какие книги самые дорогие?

– Самые дорогие издания – это те, которые отпечатаны на хорошей бумаге, в твердом переплете, имеют красивое художественное оформление и цветные иллюстрации. Эти книги в книжных магазинах стоят уже по несколько тысяч рублей. В былые времена бумага была мелованная, в основном финская, но в связи с введенными в отношении нашей страны санкциями такой «супер-бумаги» уже нет, хотя импортозамещение работает, наши комбинаты приблизились по качеству к идеалу.

Вы упоминали про то, что знакомились со статистикой и заметили, что спрос на бумажные книги не снизился, но изменились вкусы потребителей. Можно узнать поподробнее, что за изменения произошли во вкусах читателей?

– Отчасти это вынужденная ситуация, в некоторой степени ситуационная. Нужно отметить, что ряд зарубежных авторов аннулировали свои разрешения на издание книг в Российской Федерации. Электронных книг это коснулось сразу же – их прекратили продавать. В последнее время серьезно возрос спрос на патриотически направленные издания отечественных авторов. Это и Виктор Пелевин, это и значительное число военкоров, которые издают свои произведения, это и современные поэты. Очень вырос спрос на классику, публицистику. Если мы говорим про развлекательную литературу, то спрос на нее стабилен.

Как происходит работа с иллюстраторами и иллюстрациями, которые печатаются в книгах? Как они отбираются, располагаются? Может, иллюстраторы владеют какими-то авторскими правами, и с ними тоже нужно договариваться? Есть какие-то тонкости в этом процессе?

– Ваш вопрос лучше адресовать Чувашскому книжному издательству. Мы работаем с уже сверстанным файлом. Мы не несем ответственность за соблюдение авторских прав, но знаем, что и редакции газет, и издательства должны их четко соблюдать. К сведению, в скором времени будет введена обязательная маркировка печатной продукции.

Как вы думаете, возможно ли в будущем то, что люди вовсе перестанут читать бумажные книги и перейдут полностью на электронные, и это отразится на объеме вашей работы?

– Я не могу делать прогнозов, что будет через двадцать лет, но бумажная книга – это вещь вечная. Книга – это то, что будет жить веками. Уже лет двадцать предрекают смерть бумажной книге, но тщетно.

Есть ли у предприятия задел на будущее?

– В прошлом году мы начали реализацию инвестиционной программы общим объемом средств свыше ста миллионов рублей. Одним из основных реализованных направлений стала закупка цветной печатной машины. Это одна из трех в России машин такого класса, которая позволяет печатать цветную продукцию в очень хорошем качестве. В общей сложности в рамках реализации инвестпрограммы было запланировано приобретение пятнадцати единиц постпечатного и допечатного оборудования. Инвестпрограмма ставит цели оптимизации производственных процессов, повышения качества продукции, роста доходов и заработной платы сотрудников. Поэтому да, у предприятия есть будущее. Есть клиенты, есть кому работать. У нас на предприятии три трудовые династии, представители которых работают в трех и более поколениях.

В вашем рабочем кабинете на стене висят портреты императора Александра II, Евгения Ламанского и, наверное, одной из самых важных фигур николаевской России Петра Аркадьевича Столыпина. Почему именно они? Эти люди служат для вас примером?

– Про Столыпина вы правильно сказали. Во-первых, это человек, которым я в какой-то степени восхищаюсь: его твердостью характера, целеустремленностью – естественно, с учетом политических реалий, которые были тогда. Его фигура ведь тоже далеко не однозначная. В Саратовской губернии, если мне память не изменяет, его вешателем называли в свое время (В. И. Ленин в своей работе «Столыпин и революция» (1911) называет министра «обер-вешателем» прим. ред.). Но тем не менее его вклад в историю России переоценить сложно, и этот портрет «ходит» за мной, наверное, последние лет 15. Если мы говорим про Ламанского и Государя-императора, то отмечу, что я долгое время работал в банковской сфере, за плечами семнадцать лет работы в кредитных учреждениях. Эти два человека непосредственно причастны к основанию первого государственного банка в Российской империи. Так что, в том числе и банковское прошлое мне позволяет с финансовой точки зрения принимать взвешенные и просчитанные решения.

 

Смирнова Юлия, Николаева Мария, Вадим Левин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Открыть все новости