На уровне Минпросвещения России принята программа цифровизации образования до 2024 года

В марте 2020 года пандемия стала главным вызовом для страны. Перестраивалась и Чувашия. О том, как республика приняла этот удар, рассказала вице-премьер – министр образования Чувашской Республики Алла Салаева.

– Вы начинали работу по управлению коронавирусной ситуацией. Как бы вы сравнили положение на старте с тем, что происходит сейчас. Что изменилось за год?

– В борьбе с коронавирусом мы все стали единомышленниками, потому что перед нами стояла одна задача – обезопасить наших жителей. В приоритете, безусловно, было здравоохранение, и основная нагрузка легла на медицинских работников. Большая работа проводилась и до сих пор проводится в муниципальных образованиях. Также не могу не отметить МВД по Чувашии. Он выручает в проведении рейдов в части фиксации нарушений и составления протоколов. В пандемию для меня большим открытием стала включенность промышленных предприятий, которые помогали в самое трудное время, закупая маски, оборудование, предоставляя продукты питания. По прошествии года можно сделать вывод, что с любой бедой можно справиться только вместе.

– Пандемия всех нас научила жить по-новому. Но основной удар был по детям и их родителям. Как вы оцениваете дистанционное образование?

– Переход на дистанционное обучение оказался стрессовым для всей образовательной системы. Однако наиболее сложная ситуация была со школьниками начальных классов из-за неусидчивости. Не меньший стресс испытывали педагоги, которым в экстренном порядке пришлось серьезно трансформировать свою работу. Но сейчас это позади. На уровне Министерства просвещения России принята программа цифровизации образования до 2024 года. Планируется, что в школах будет высокоскоростной интернет, всех учителей обеспечат планшетами, а во всех классах будет вай-фай.

– Для педагогов «дистант» был непростым испытанием. Не было ли в связи с этим оттока учительских кадров?

– Оттока не было, потому что своевременно было организовано обучение дистанционным технологиям. Кроме того, пандемия показала возможность сетевого взаимодействия, когда учитель из одного поселения может временно давать уроки детям из другой школы. Что касается кадров, то наша главная задача остается та же – привлечь в школы молодых педагогов.

– Из-за пандемии был изменен подход к сдаче ЕГЭ. Насколько успешно справились наши выпускники с экзаменами? Есть ли спад качества подготовки?

– Чувашия по сравнению со многими регионами находилась на дистанционном обучении минимальное время, поэтому в части качества образования мы вышли без особых потерь. Об этом говорят и результаты ЕГЭ, которые не очень сильно отличаются от предыдущих лет. Примечательно, что в разы увеличилось число выпускников, выбирающих для сдачи ЕГЭ информатику. То есть можно говорить о том, что удаленное обучение спровоцировало детей глубже изучить дистанционные технологии.

– Переход на дистанционное цифровое образование, прежде всего, негативно влияет на зрение детей. Рассматривают ли этот аспект в Чувашии, внедряя цифровые технологии?

– Зрение падает не только из-за планшетов и дистанционного обучения. Это говорит о том, что в распорядке дня ребенка мало прогулок на свежем воздухе, зрительной гимнастики, спортивной нагрузки. Мне кажется, что наша задача – максимально создать возможности для занятий спортом и творчеством, вовлечь детей в мир дополнительного образования. Что касается зрения в эпоху цифровизации, то замечание правильное. Но стоит отметить, что в Чебоксарах с сильнейшей офтальмологической школой страны уже несколько лет в ряде учебных заведений ведется проект «Здоровое зрение». Думаю, что мы серьезно поработаем в этом направлении, чтобы выработать системное решение.

– Под комплексной модернизацией подразумевается масштабный ремонт старых школ с износом 50%? Это тот самый проект на 2 млрд рублей?

– Да. Это тоже результат нашей совместной работы и поддержка главы, а также министра финансов. Было принято решение выработать системный подход при модернизации старых школ, в центре которого – безопасность детей. И в каждой школе должен появиться новый спортивный объект. Финансы выделяются по четким критериям: при 50-процентном износе здания, наличии проектно-сметной документации с положительной экспертизой и в соответствии выработанному нами стандарту. Был составлен пятилетний план по каждому муниципальному образованию. Всего у нас будет 42 школы и 28 детских садов, на их модернизацию предусмотрено 2 млрд рублей.

– Еще одна проблема модернизации организация бесплатного горячего питания в начальных классах. Но накануне вышел рейтинг Российского движения школьников, по итогам опроса которого Чувашия попала в топ невкусного школьного питания.

– В официальном рейтинге, по которому оценивается горячее питание, мы занимаем хорошую позицию. А по итогам опроса «Российской газеты», Чувашия вошла в тройку лучших по школьному питанию. Мы действительно сделали все для того, чтобы питание было качественным. Только в прошлом году на дополнительное оснащение пищеблоков направлено 270 млн рублей, в этом году выделено еще 100 млн рублей. Большая работа проводилась по обучению поваров. И совместно с Роспотребнадзором выработано единое школьное меню с учетом сбалансированности продуктов. Но правильное горячее питание не всегда может быть по вкусу детям.

– Возвращаясь к «строительной» теме. Минпросвещения России разработало новую редакцию правил финансирования строительства школ на принципах государственно-частного партнерства. Планирует ли Чувашия включиться в данную программу?

– Этот вопрос находится на личном контроле главы республики. Действительно, в этом году на уровне Министерства просвещения впервые стартовал проект по выделению грантов субъектам на строительство школ в рамках формата государственно-частного партнерства. Мы сейчас готовим комплект документов, чтобы своевременно заявиться в программу сразу с пятью школами: тремя в Чебоксарах (в микрорайонах Университетский, Радужный, Лента), а также по одному образовательному учреждению в Новочебоксарске и Кугесях.

– В Чувашии проходит Год трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Вы в гуще этих событий. Как оцениваете первые, «стартовые» полгода? Насколько, по-вашему, это повлияло на патриотические настроения в республике?

– Сурский рубеж оказался темой, которая задела за душу наших жителей, потому что эта история коснулась практически всех, так же, как и война. Заново раскрывается история семей, история трудовой гордости и славы, идет переосмысление и переоценка ценностей. Очень интересным получается портал, посвященный Сурскому рубежу и Казанскому обводу. Большой массив документов формируют архивисты. Колоссальную работу проделали в Чебоксарах, собрав воспоминания участников тех событий. Чувашия в этом году получит мемориал «Строителям безмолвных рубежей». То есть по сути мы восстанавливаем и закрепляем историю. И важно все это объединить и синхронизировать. Сейчас Глава Чувашии заявил о проведении уникальной акции «Герои трудовой доблести». Это шествие 9 мая с портретами тех, кто работал в тылу.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Открыть все новости